Ученые выявили область мозга, отвечающую за чувство личного пространства
31 Августа 2009

ЕРЕВАН, 31 августа. /Новости-Армения/. Ученые установили, что чувство личного пространства и дискомфорт от слишком близкого присутствия кого-либо определяется работой определенной области головного мозга - так называемой мозжечковой миндалины, что может быть использовано для изучения и лечения аутизма и других типов психических расстройств, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Neuroscience.

"Уважение чужого личного пространства - критический аспект социального взаимодействия людей, которому мы следуем, не задумываясь. Наша работа позволяет предположить, что миндалевидное тело головного мозга играет в этом ключевую роль, заставляя людей чувствовать сильный дискомфорт, если кто-то подходит к ним слишком близко", - сказал ведущий автор публикации Дэниел Кеннеди (Daniel P. Kennedy), слова которого приводит пресс-служба Калифорнийского технологического университета США.

Миндалевидное тело уже было известно ученым как область мозга, связанная с сильными негативными эмоциями - злостью и страхом, однако до сих пор никому не удавалось выявить его связь с повседневным взаимодействием людей.

Открытие специалистов из Калифорнийского технологического университета стало возможным благодаря работе с уникальным пациентом - 42-летней женщиной, имеющей обширные двусторонние повреждения миндалевидного тела. Во всем мире насчитывается всего несколько человек с подобными выраженными нарушениями в структуре этой доли головного мозга.

Эта женщина с трудом распознает угрозу и страх в выражениях лиц окружающих людей и не может четко судить, кому из окружающих стоит доверять, а кому нет. Кроме того, эта пациентка проявляет чрезмерное дружелюбие по отношению ко всем без исключения окружающим людям, а потому легко переходит грань, которую люди называют личным пространством.

В своих новых довольно простых экспериментах группа ученых попросила 20 добровольцев, представляющих самые разные этнические группы и социальные слои населения, определить максимально близкое комфортное расстояние до экспериментатора. Для этого добровольцы вставали напротив человека и подходили к нему до тех пор, пока у них не появлялось чувство дискомфорта от чрезмерной близости.

Уникальная пациентка во всех этих экспериментах подходила к исследователю на расстояние около 0,34 метра, тогда как здоровые добровольцы останавливались в среднем в 0,64 метра от ученого. При этом пациентка не испытывала дискомфорта, даже находясь нос к носу с экспериментатором.

В дополнительных экспериментах ученые с помощью магниторезонансной томографии изучали активность миндалевидного тела добровольцев, по просьбе ученых думавших о том, находится ли экспериментатор непосредственно рядом с томографом или управляет экспериментом из соседней комнаты. Находясь внутри томографа, доброволец не мог знать, где на самом деле находится ученый. В этих опытах ученые также убедились, что даже мыслей о находящемся слишком близко человеке достаточно для активизации миндалевидного тела.

Величина личного пространства сильно различается в сообществах людей, объединенных различной культурой, наиболее ярко это различие проявляется при сравнении западных стран с восточными государствами. Авторы статьи полагают, что и формирование такого понятия, как личное пространство, под воздействием личного опыта и культуры общения между людьми происходит также с участием миндалевидного тела. Эта же область мозга может "подстраивать" личное пространство, если человек попадает в нестандартную ситуацию или надолго оказывается в чужой стране с иной культурой общения.

"Более всего мы заинтересованы в изучении работы миндалевидного тела у людей, страдающих аутизмом, которым часто приходится кропотливо объяснять, что такое личное пространство и почему его следует соблюдать. Безусловно, нарушения в работе миндалевидного тела не могут объяснять всех симптомов аутизма, однако вклад мозжечковой миндалины в это психическое расстройство теперь очевиден", - подытожил Кеннеди. -0-