8.4
-8
Астрономы обнаружили планету, которой осталось жить меньше миллиона лет
27 Августа 2009

Ученые обнаружили новую планету вне Солнечной системы, имеющую необычные параметры вращения вокруг своей звезды, согласно которым небесное тело должно слиться со своей звездой менее чем через 1 миллион лет. Об открытии сообщает сегодняшний номер журнала Nature.

Обнаруженная планета WASP-18b, относящая к классу газовых гигантов, имеет массу, более чем в 10 раз превышающую массу Юпитера, и совершает полный оборот вокруг своей звезды меньше чем за один земной день на расстоянии меньше 5% радиуса земной орбиты, передает РИА Новости.

Согласно данным астрономических наблюдений возраст звезды WASP-18, равно как и стремительно вращающейся вокруг нее WASP-18b, составляет примерно 1 миллиард лет. Это означает, что астрономам удалось стать свидетелями крайне редкого и до сих пор не наблюдавшегося явления - завершения существования планеты, которой осталось вращаться вокруг звезды менее тысячной доли от продолжительности всей её жизни.

По представлениям астрономов, вероятность обнаружения такой планеты с помощью современного астрономического оборудования эквивалентна вероятности вытаскивания подряд двух тузов красной масти из колоды в 52 игральных карты - примерно 0,1%.

Сами авторы статьи, совершившие открытие, работая в рамках проекта SuperWasp (Wide Angle Search for Planets - поиск планет в широком секторе), полагают, что им действительно могло так повезти, однако признают, что им далеко не все известно об обнаруженной планете. Так, на самом деле WASP-18b может прожить еще миллиарды лет, если восприимчивость её звезды к приливным силам на самом деле меньше, чем принято считать для планет такого класса.

Дело в том, что эволюция орбиты WASP-18b определяется действием приливных сил, которые проявляются и на Земле в результате гравитационного воздействия луны, вызывающего приливы и отливы. В системе WASP-18 эти силы гораздо сильнее, поэтому они в значительной степени искажают орбиту WASP-18b, придавая ей спиралевидную форму, постепенно притягивая WASP-18b все ближе к звезде.

Восприимчивость звезды к подобным приливным силам, которая влияет на изменение орбиты планеты, определяется её внутренним строением. В том случае, если ученым под руководством Коэла Хеллиера (Coel Hellier), астронома из Университета Кили в Великобритании, действительно удалось найти планету такой большой массы, не подчиняющуюся закономерностям, присущим другим газовым гигантам, то это даже большее открытие, чем открытие просто умирающей планеты.

Существует масса других объяснений обнаружению такой редкой на первый взгляд планетарной системы. Проверить их ученые смогут, наблюдая за звездой в течение 10-20 лет. Если планете и правда осталось жить меньше миллиона лет, то изменения в её орбите должны быть различимы даже за такой короткий промежуток времени.--0--