-9
Люди неизбежно ходят по кругу, если не имеют четких ориентиров - ученые
21 Августа 2009

Если человек пытается идти по прямой, не имея хотя бы одного ориентира в пространстве, то его путь практически наверняка закончится в отправной точке. Несмотря на то, что подобная житейская мудрость была известна людям давно, только теперь она получила научное подтверждение, сообщают авторы исследования, опубликовавшие статью в журнале Current Biology.

"Заблудившиеся люди действительно не могут идти по прямой, не имея какого-нибудь ориентира в пространстве - высокой башни, горы, солнечного или лунного диска на небе. В такой ситуации они на самом деле ходят кругами", - сказал ведущий автор публикации Ян Соуман (Jan Souman), исследователь из Института биологической кибернетики имени Макса Планка в Германии, слова которого приводит РИА Новости ссылаясь на пресс-службу издательства Cell Press.

По словам ученых, эта замкнутая траектория пути не похожа на правильные круги - блуждая в незнакомом месте, люди могут сильно забирать влево, затем снова уходить вправо. Это обстоятельство позволило авторам статьи заключить, что к движению по кругу приводит именно постепенный "дрейф" представлений человека о том, где находится конечный пункт его движения, а не природная склонность ходить в левую или правую сторону, или же разница в силе или длине ног.

К таким выводам ученые пришли в результате экспериментов с добровольцами, которым было предписано перемещаться по густому и ровному лесу или пустыне, придерживаясь как можно более прямолинейного пути. При этом траектория движения добровольцев фиксировалась с помощью GPS навигатора, а сам эксперимент продолжался в течение 6 часов.

Ученые обнаружили, что люди, перемещавшиеся по лесу в облачную погоду, непременно отклонялись от прямолинейного пути, несколько раз проходя уже пройденной дорогой и не замечая этого. Напротив, в солнечную погоду добровольцы шли практически по прямой, ориентируясь по положению Солнца.

В аналогичном эксперименте, проведенном в пустыне Сахара, добровольцы, путешествовавшие днем, кругами не ходили, однако от прямолинейного пути все же заметно отклонялись. Вместе с тем, единственный доброволец, согласившийся на ночное путешествие по пустыне, также начал ходить по кругу, как только с неба ушла Луна.

Незрячие добровольцы, также принявшие участие в эксперименте, на удивление ученых ходили по очень маленьким кругам.

Ученые полагают, что такое хождение по кругу возникает из-за накапливающегося "шума" в сенсомоторной системе человека. Если человек не имеет хотя бы одного ориентира, указывающего направление движения, этот "шум" - случайные ориентиры или умозаключения о собственном местоположении - сбивают "калибровку" сенсомоторной системы, отклоняя человека в сторону с прямолинейного курса.

Эти выводы ученые планируют в будущем подтвердить с помощью системы виртуальной реальности, исключающей влияние на эксперимент природных факторов, и специально сконструированной беговой дорожки, позволяющей людям шагать в любом направлении. --0--