8.4
-11
Антиоксиданты способствуют распространению раковых клеток по организму - ученые
20 Августа 2009

Антиоксиданты, входящие в состав многих медицинских препаратов и биологических добавок к пище, могут благоприятствовать выживанию и распространению раковых клеток по организму, полагают авторы исследования, опубликованного в сегодняшнем выпуске журнала Nature.

До сих пор ученые и медики отмечали лишь положительное воздействие антиоксидантов на человеческий организм. Считается, что за счет снижения количества свободных радикалов в организме, химически активных молекул, вмешивающихся во многие тонкие биологические процессы, антиоксиданты помогают предотвратить раковые болезни, повысить иммунитет и замедлить старение.

К антиоксидантам относят многие вещества, содержащиеся в растительной пище - витамин С, лимонная кислота, пектиновые вещества и другие. Они взаимодействуют со свободными радикалами, делая их безвредными для клеток и тканей человеческого организма.

Профессор Джоан Брюгге (Joan Brugge), заведующая кафедрой клеточной биологии в Медицинской школе Гарварда и ее коллеги в своих экспериментах с клеточными культурами показали, что при всей полезности антиоксидантов для здоровья людей, они могут помогать выживать и распространяться и раковым клеткам.

Отличительной особенностью раковых клеток является способность жить отдельно от так называемого межклеточного матрикса, обеспечивающего механическую поддержку клеток соединительных тканей. Если нормальная клетка по тем или иным причинам отрывается от матрикса, она тут же запускает процесс самоуничтожения, называемый апоптозом, так как лишается источника энергии в форме АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты), необходимого для всех жизненных процессов.

Онкогенные клетки, образующие впоследствии колонии раковых клеток, в отличие от нормальных, как показали ученые, способны выживать вне матрикса, за счет усиленной работы гена ERBB2. Эта усиленная работа усиливает транспорт глюкозы в клетку и компенсирует тем самым недостаток АТФ. Эта компенсация зависит от ряда биологических процессов в клетке, приводящих в том числе и к синтезу молекул антиоксидантов.

Ученые показали, что компенсировать недостаток АТФ можно и без усиления транспорта глюкозы в клетку за счет работы ERBB2. Для этого достаточно одних только антиоксидантов, которые способствуют выработке энергии в клетке за счет окисления жирных кислот.

Ученые сделали это открытие, работая с клеточными культурами а не с целыми организмами, поэтому оказывают ли антиоксиданты благотворное влияние на онкогенные клетки в человеческом теле авторам статьи еще предстоит выяснить. -0-