Ученые выявили гены, помогающие рису выживать при наводнениях
20 Августа 2009

Ученые выявили гены, позволяющие одной и разновидностей риса выживать при сильных наводнениях, вытягивая листья над водой, генетическая модификация других, более плодовитых сортов риса поможет решить проблему продовольствия в районах, подверженных частым затоплениям, уверены авторы открытия, описанного в статье в сегодняшнем номере журнала Nature.

Ученым давно была известна способность так называемого глубоководного риса, произрастающего в низинных затопляемых районах, при наводнениях вытягивать свои стебли высоко над водой. Благодаря своим полым трубчатым структурам эти листья обеспечивают транспорт кислорода по всему растению, которое в результате не погибает. Единственным недостатком этого сорта является его низкая урожайность.

Профессор японского Университета Нагойи Мотоюки Ашикари (Motoyuki Ashikari) и его коллеги нашли гены, помогающие глубоководному рису сопротивляться наводнениям. Выделив обнаруженные гены, названные SNORKEL1 и SNORKEL2 от английского слова, означающего дыхательную трубку для плавания под водой, ученые пересадили их обычному рисовому растению, не переносящему наводнений.

Трансгенный рис оказался способен не только по-прежнему давать хороший урожай, но и вытягиваться подобно глубоководному рису, спасаясь от наводнения. Авторы статьи полагают, что их открытие позволит выращивать рис и в затопляемых районах и решить тем самым проблему нехватки продовольствия. Например, эта проблема остро стоит в республике Бангладеш, где фермеры в сезон дождей вынуждены выращивать глубоководный рис, дающий урожай из очень мелких зерен.-0-