-5
На спутнике Сатурна Титане иногда случаются штормы - ученые
13 Августа 2009

ЕРЕВАН, 13 августа. /Новости-Армения/. Ученые обнаружили признаки атмосферной активности на Титане, спутнике Сатурна, которая, судя по всему, заключается в интенсивном образовании облаков и выпадении осадков - метановых дождей.

Причины, по которым большая часть южного полушария небесного тела оказалась скрыта облаками весной этого года, а так же периодичность подобных процессов, до конца не ясны, говорят авторы исследования, опубликованного в журнале Nature.

Титан интересен ученым, прежде всего, своей похожестью на Землю. Он единственный из всех спутников в Солнечной системе обладает плотной атмосферой, состав которой так же наиболее близок (по сравнению со всеми другими телами Солнечной системы) составу земного воздуха. Сила притяжения на Титане примерно 1/7 Земного, а давление атмосферы у поверхности - 1,4 давления на поверхности Земли.

Наблюдать поверхность Титана с помощью телескопов невозможно, так как нижние слои атмосферы представляют собой "смог" из молекул углеводородов - метана и этана. Тем не менее, в 2005 году космический зонд "Гюйгенс" приземлился на поверхность небесного тела недалеко от экватора. На фотографиях, сделанных космическим аппаратом, ученые обнаружили долины рек и намывные береговые линии, а так же округлые камни, что могло говорить о периодических осадках - метановых дождях на Титане.

Однако, долгие годы наблюдений показали, что облака углеводородов на Титане формируются только в приполярных областях и закрывают не более 1% всей поверхности небесного тела. Объяснить происхождение долин рек и озер в экваториальной области, таким образом, можно было бы только за счет существенного движения атмосферных масс на Титане, которые сопровождаются образованием облаков и выпадением осадков.

Ничего подобного астрономы в атмосфере спутника не наблюдали вплоть до самого последнего времени. Первые признаки атмосферной активности на Титане удалось обнаружить команде Мака Брауна (Mike Brown), профессора Калифорнийского технологического университета в США, ведущего автора статьи. Группа астрономов, работающих на Телескопе инфракрасного диапазона NASA (NASA Infrared Telescope Facility), расположенном на Гавайских островах, заметила, что ночью 13 апреля Титан был ярче чем, обычно, а на следующую ночь ученые сумели различить огромное облако в атмосфере небесного тела, сформировавшееся в 30 градусах южнее экватора.

После это в течение месяца ученые наблюдали за тем, как по всему южному полушарию формируются более мелкие облака, некоторые из которых практически достигали экваториальных широт. Команда ученых полагает, что такое образование облаков, напоминающее земные штормы, сопровождалось и выпадением осадков, однако прямых доказательств этого у исследователей пока нет.

Очевидно, что формирование первого гигантского облака произошло в результате атмосферной волны - резкого перепада в давлении, температуре и скорости ветра, однако, что вызвало этот импульс, ученые пока затрудняются сказать. Косвенные данные автоматической межпланетной станции Кассини, запущенной 1997 году и ставшей первым искусственным спутником Сатурна, говорят в пользу геологической активности на поверхности Титана.

Эта активность может быть похожа на вулканическую, однако на холодном Титане (минус 170-180 градусов Цельсия) роль лавы могут выполнять растворы воды и аммиака. Ученые надеются, что следы такого особенного типа вулканизма, называемого "криовулканизмом" им удастся обнаружить в будущем. -0-