Потепление климата может уменьшить в размерах животных многих видов - ученые
21 Июля 2009

Постепенное потепление климата может привести к уменьшению размеров особей животных самых разных видов и уменьшению средних размеров животных в популяциях, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые уже сегодня отмечают последствия потепления климата планеты для тех или иных видов животных, в том числе и уменьшение среднего размера особи в популяции. Команда Мартина Дюфресне (Martin Daufresne) из научного центра Семагреф (Cemagref) во Франции впервые попыталась определить, существуют ли какие-либо универсальные последствия потепления, справедливые для всех видов живых организмов.

В своей работе ученые изучали закономерности изменения размеров особей в сообществах разных типов морских и речных организмов, включающих рыб, бактерий и фитопланктон. Ученые опирались на уже накопленный за два десятилетия массив экспериментальных данных.

Оказалось, что во всех изученных сообществах потепление климата приводило к уменьшению среднего размера особи за счет нескольких факторов - увеличения в сообществе животных разных видов популяции более мелких видов, увеличения количества молодых особей, еще не достигших взрослых размеров, а так же за счет уменьшения размеров особи данного возраста внутри какого-либо конкретного вида.

"Вероятно, существует несколько механизмов такого уменьшения размеров особей, так как этот эффект мы наблюдаем на самых разных уровнях - от одной особи, до целого сообщества видов. Прояснить этот вопрос должны дальнейшие исследования," - сказал Дюфресне Live Science.

"Однако роль глобального потепления климата в уменьшении размеров особей разных видов очевидна", - добавил ученый.

Его группа надеется в дальнейшем расширить рамки исследования и попытаться проследить аналогичные закономерности для животных, обитающих на суше. -0-