Ученые выяснили, как формируются размеры дождевых капель
21 Июля 2009

ЕРЕВАН, 21 июля. /Новости-Армения/. Формирование дождевых капель происходит по куда более простому механизму, чем физики прежде могли себе представить, и определяется простым разделением на части изначально сформировавшихся в толще дождевых туч индивидуальных капель, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Physics.

Впервые научное описание дождя как природного явления было дано в начале минувшего века, когда ученые обратили внимание на необычайно широкое распределение дождевых капель по размерам.

Долгое время исследователи полагали, что различные размеры дождевых капель к тому моменту, как они достигают поверхности земли, определяются многочисленными столкновениями между соседними каплями. Ученые из Института исследования неравновесных природных явлений при Университете Экс-Марсель во Франции Мануэль Веллерма (Emmanuel Villermaux) и Бенджамин Босса (Benjamin Bossa) показали, что на деле все гораздо проще.

В ходе анализа высокоскоростных видеозаписей ученые обнаружили, что размер дождевых капель определяется разделением на более мелкие части по мере их полета к земле, после того, как они формируются и набираются вес в дождевых облаках.

Под действием противоположно направленных сил гравитации и сопротивления воздуха изначально сферическая капля по мере своего полета приобретает плоскую форму. На определенном этапе эта капля становится настолько плоской и тонкой, что начинает захватывать небольшой объем воздуха перед собой и приобретает форму парашютного купола. Как только купол наполняется воздухом до определенного объема, капля разрушается на отдельные фрагменты, размеры которых соответствуют размерам дождевых капель, которые и достигают поверхности земли. -0-