Пыль от песчаных бурь в китайских пустынях влияет на климат всей планеты - ученые
21 Июля 2009

Пылевые облака от песчаных бурь в Китае способны облететь вокруг земного шара всего за 13 дней и повлиять на климат и экосистемы самых разных регионов планеты, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Geoscience.

Группа японских ученых под руководством Ицуши Уно (Itsushi Uno) из Университета Кюсю проследила за движением пылевого облака от бури в китайской пустыне Такла-Макан в мае 2007 года. С помощью данных спутникового наблюдения и климатических моделей ученые выяснили, что облако совершило кругосветное путешествие всего за 13 дней, пролетев на высоте восьми-десяти километров над Тихим океаном, территорией США, северной Атлантикой, около Скандинавского полуострова, европейской частью России и Монголией.

После того, как облако пыли вновь достигло западного побережья Тихого океана, проседание области высокого давления воздушных масс заставило его спуститься в нижние слои атмосферы, где многие частицы пыли поглотил океан.

Ученые сделали вывод, что частички пыли по мере движения в атмосфере, активно участвуют в формировании перистых облаков, выступая в роли зародышей кристаллизации паров воды.

По мнению авторов работы, таким образом, пылевые облака, сформировавшись в одном регионе планеты, могут оказывать влияние на климатические параметры и погоду во многих, даже очень удаленных частях Земного шара.

Кроме того, пылевые облака могут быть важным источником питательных веществ для морской флоры и фауны, так как в конечном итоге большая часть поднимаемого в небо при песчаных бурях вещества, богатого минералами и органическими компонентами, оседает в океане. -0-