8.5
Ученые обнаружили гены, определяющие продолжительность репродуктивного возраста женщин
18 Мая 2009

Ученые обнаружили гены, отвечающие за время наступления и угасания репродуктивных функций у женщин. Открытие ученых может помочь разработать методики лечения тех или иных нарушений репродуктивных способностей организма или связанных с ними заболеваний, таких как рак груди и остеопороз, уверены авторы пяти независимых статей, опубликованных в журнале Nature Genetics.

В наиболее короткой же перспективе открытие ученых позволит скорректировать работу других научных групп, изучающих особенности репродуктивной системы человека.

Продолжительность репродуктивного периода женщин до сих пор остается нерешенным научным ребусом, решение которого включает в себя целый комплекс факторов - от индивидуальных генетических особенностей организма, до экологических условий и образа жизни, качества питания, здоровья и других. В этой связи время наступления половой зрелости и менопаузы у женщин являются важными параметрами, которые в том числе позволяют делать суждения и о вероятности развития возрастных заболеваний, таких как остеопороз или рак груди.

Все группы, среди которых научные коллективы из Великобритании, США, Исландии, Нидерландов и Австралии, пришли к похожим выводам. Ученые проанализировали данные о наиболее распространенных вариациях ДНК среди нескольких тысяч женщин, проживающих в различных уголках света, и сравнили их с данными о возрасте и времени наступления того или иного репродуктивного этапа.

Так, четыре из пяти научных коллективов установили, что вариации ДНК в районе гена LIN28B приводят к изменению времени наступления первого менструального цикла, называемого менархе. Каким образом LIN28B влияет на время наступления менархе, ученым пока неизвестно. Этот ген отвечает за синтез белка, который в свою очередь контролирует количества и соотношения других белков, синтезируемых клетками организма.

Ряд предыдущих научных работ показал, что LIN28B каким-то образам влияет на рост человека, поэтому авторы работ полагают, что их открытие отчасти объясняет, почему девочки, рано вступающие в половую зрелость, обычно имеют небольшой рост, по сравнению с теми, у кого первый менструальный цикл приходит в более позднем возрасте. Двум группам ученых, среди которых и международный коллектив, руководимый Андре Уттерлинденом (Andre Uitterlinden) из медицинского центра при Университете Эразмус в Роттердаме, Нидерланды, так же удалось показать, что и другие гены, влияющие на рост, играют роль в наступлении менархе.
Исландской группе ученых удалось обнаружить гены, связанные с наступлением менопаузы.

Возраст, в котором женщины переживают этот этап развития, составляет от 40 до 60 лет. Группа Кари Стефансон (K?ri Stef?nsson) из Исландской компании eCODE Genetics, показала наличие в геноме людей генов, отодвигающих или наоборот ускоряющих проявление менопаузы на два года.

По всей видимости, обнаруженные гены играют более фундаментальные роли в развитии организма, чем просто определяют наступление менархе или менопаузы, так как одной из групп ученых, руководимой Кеном Онгом (Ken Ong) из Медицинского исследовательского совета при Эпидемиологической службе в Кембридже, Великобритания, удалось найти вариации ДНК, влияющие на менархе и находящиеся в хромосомах неподалеку от других генов, связанных с развитием груди у девочек и ломкой голоса у мальчиков. -0-