Раны в собственном доме заживают быстрее - ученые
13 Мая 2009

Улучшение условий жизни может существенно ускорить процесс заживления ран и телесных повреждений за счет иной работы генов в участках мозга, связанных с чувством стресса, уверены авторы проведенного на крысах исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE.

Ученые из Института Бенсона-Гентри при Центральной массачусетской больнице (Benson-Henry Institute for Mind Body Medicine at Massachusetts General Hospital) в своем эксперименте отметили, что искусственно нанесенные ожоги заживали быстрее на телах тех крыс, которые были помещены в условия, позволявшие им строить собственные гнезда по сравнению с крысами, лишенными такой возможности.

"Эти результаты согласуются с данными, полученными нами ранее в экспериментах на других видах животных, и показывают как постоянный стресс и социальная изоляция снижают физическое здоровье. В то же самое время, нам впервые удалось показать, что улучшение условий жизни может действительно сгладить нанесенный ранее ущерб здоровью", - сказал доктор Джон Левайн (John Levine), ведущий автор публикации, слова которого приводит пресс служба издательства Public Library of Science.

В своем эксперименте ученые выращивали новорожденных крыс в различных условиях - часть крыс помещались в клетки для коллективного проживания, а часть - в изолированные клетки, где животным предстояло жить в полном одиночестве. При этом половине крыс-"одиночек" ученые подкладывали в клетки специальный хлопчатобумажный материал, идеально подходящий для постройки гнезд, тогда как всем остальным для этих целей доставались обычные материалы.

Спустя четыре недели после того, как всем крысам под местной анестезией были нанесены легкие ожоги, ученые проверили скорость заживления ран у крыс из разных групп. Оказалось, что большая часть крыс (92%), живших и строивших гнезда в коллективе сумели справиться с повреждениями.

Среди изолированных от общества животных таковых было только 12%, однако крысы-"одиночки", снабженные дополнительным мягким материалом для постройки гнезд, так же довольно хорошо шли на поправку - среди них полностью исцелившихся оказалось 64%.
При этом ученым удалось добиться точно такого же положительного эффекта с помощью небольших ежедневных доз гормона окситоцина. Известно, что этот гормон, вырабатываемый в гипоталамусе головного мозга, играет важную роль во взаимоотношениях между матерью и ребенком как у животных, так и у людей, а также вызывает благожелательное расположение к другим людям.
Догадки, что именно гормон окситоцин отвечает за ускоренное заживление ран у крыс, помещенных в хорошие условия жизни, возникли у ученых на ранних этапах этой работы, когда они отметили, что улучшенные условия обитания так же благотворно сказываются на взаимоотношениях между самками крыс и их потомством.

Еще один эксперимент показал, что возможность строить гнезда снижает гиперактивное поведение крыс, наблюдавшееся у "одиночек", что сказывается на работе генов в особой структуре мозга - гиппокампе. Эта область головного мозга является ключевой для многих стрессовых состояний. При этом стрессовое состояние, как оказалось, подавляет работу определенных генов, которые, судя по результатам ученых, и определяют способность к восстановлению организма.

"Тот факт, что вмешательство в образ жизни животных сказывается не только на их поведении, но и на физическом здоровье, поднимает многие вопросы о взаимосвязи мозга и тела, которые нуждаются в изучении, особенно в отношении людей", - считает Грегори Фриччионе (Gregory Fricchione) соавтор публикации, директор института.

"Мы уже давно умеем использовать те или иные поведенческие подходы для помощи пациентам в нашей больнице, и это исследование помогает нам понять механизм благотворного влияния того или иного стиля поведения на здоровье людей страдающих самыми разными недугами", - сказал доктор Герберт Бенсон (Herbert Benson), один из основателей института и соавтор публикации. -0-