Быстрые потоки информации смещают моральные ориентиры людей - исследование
14 Апреля 2009

Средства массовой информации, выдающие сообщения в скоростном потоковом режиме через интернет или телевизионные новости, смещают моральные ориентиры людей, не давая им достаточно времени на выработку эмоциональной реакции в ответ на проявление моральных качеств других людей, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Мы разделяем добро и зло, во многом опираясь на возникающее в нас сочувствие или восхищение. Как показало наше исследование, проявление этой очень глубокой физиологической реакции, позволяющей нам дать определение гуманности, требует достаточно много времени", - отмечает Ханна Дамазио (Hanna Damasio), один из авторов публикации, слова которой приводит пресс-служба Университета штата Южная Каролина (США).

Эти чувства затрагивают те же базовые нервные узлы, которые отвечают за сочувствие другим людям, если те показывают признаки физической боли, или за возникновение восхищения их физическими возможностями. Однако, в отличие от этих ситуаций, когда люди способны выработать эмоциональную реакцию за доли секунды, гораздо больше времени необходимо, чтобы начать сочувствовать душевной боли людей или проявить восторг по поводу их моральных качеств.

Если при этом мы продолжаем получать поток все новой и новой информации, эти чувства могут не возникнуть, что обязательно скажется на моральном облике человека.

"Особенно подвержены такому негативному влиянию дети, чей мозг находится в стадии развития. Наибольший вред их моральному облику, таким образом, могут нанести новостные телепередачи и видеоигры, в которых одна сцена насилия и жестокости быстро сменяется другой", - считает Мэри Элен Иммордино-Янг (Mary Helen Immordino-Yang), ведущий автор исследования.

В своем исследовании ученые предложили группе добровольцев несколько историй, основанных на реальных событиях, которые должны были вызвать у людей чувство восхищения моральными качествами или физическими возможностями людей, а также чувство сострадания людям, испытывающим моральную или физическую боль.

Исследование мозговой активности добровольцев с помощью функциональной магнеторезонансной томографии показало, что восхищение физическими возможностями и сочувствие физической боли вырабатываются в мозге людей практически молниеносно, тогда как эти же чувства в ответ на истории о превосходных моральных качествах или моральном страдании требуют от шести до восьми секунд для полного проявления.

Авторы статьи отмечают, что раз возникнув, такие чувства сострадания и восхищения длятся намного дольше, чем эмоциональные реакции в ответ на физическое превосходство или физическую боль, формируя моральный облик людей.

"СМИ должны давать нам какое-то время на выработку адекватной эмоциональной реакции в ответ на информацию о социальных ситуациях, в которые попадают другие люди", - считает Иммордино-Янг. -0-