-5
Первые люди современного типа разделились на сообщества еще до исхода из Африки - ученые
24 Марта 2009

Первые представители человека современного типа, появившиеся в Африке около 200 тысячелетий назад, покидали континент и расселялись по планете уже разделенными на различные социальные группы и в разные исторические периоды, а не во время единого массового переселения, уверены авторы публикации в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.

Команда ученых сумела оценить внутривидовое разнообразие первых Homo sapiens и сравнить его с разнообразием внутри неандертальцев и других видов гоминидов. Это сравнение исследователи провели на основе сопоставления нескольких сотен геометрических параметров черепной коробки ископаемых образцов людей современного типа и других гоминидов, обнаруженных на территории африканского континента.

Оказалось, что эти параметры демонстрируют гораздо большую изменчивость у ранних людей современного типа, чем у других гоминидов, живших в Африке на протяжении последних 1,8 миллиона лет. При этом наибольшее сходство эти останки демонстрируют с останками людей современного типа, обнаруженными в других частях земного шара.

По мнению авторов работы, их результаты должны использоваться в будущем при проведении и сопоставлении новых, более обширных генетических исследований, которые стали к настоящему времени наряду с ископаемыми свидетельствами одним из основных источников информации о времени появления современного типа людей и их расселении в различных регионах планеты.

Так, на основании данных о генетическом разнообразии азиатов, европейцев и представителях африканских племен, опубликованных в прошлом году, ученые сумели оценить, когда именно появились первые люди вида Homo sapiens, а также смогли отследить хронологию расселения людей на Ближнем Востоке, в Европе, Азии и на территории обеих Америк.
Согласно этим данным, исход людей их Африки был массовым и происходил примерно 40-60 тысячелетий назад.

Герхард Вэбер (Gerhard Weber) из Венского университета и его коллеги из Германии и США в своей публикации опровергают эту гипотезу и утверждают, что большая внутривидовая изменчивость людей современного типа, живших в Африке до исхода в другие части земного шара, указывает на то, что первые популяции Homo sapiens были разделены на изолированные сообщества, покидавшие континент небольшими группами в разные эпохи. -0-