8.3
Первые перья, возможно, появились в начале эры динозавров 200 млн лет назад - ученые
19 Марта 2009

Перья как элементы внешнего покрова могли появиться намного раньше, чем считалось ранее, в самом начале эры динозавров около 200 миллионов лет назад, пишет группа ученых из КНР в статье, опубликованной в журнале Nature.

Ученые обнаружили похожие на перья элементы внешнего покрова у доисторических ящеров, относящихся к совсем иному семейству динозавров, нежели предки первых летающих рептилий и современных птиц. Это может свидетельствовать, что перья появились еще до разделения семейств у самых первых динозавров.

Авторы статьи впервые описали вид динозавров, получивший название Tianyulong confuciusi, который жил 144-99 миллионов лет назад на территории современной китайской провинции Ляонин. Он относится к отряду птицетазовых динозавров (Ornithischia), представители которого, за исключением ранних всеядных видов, питались исключительно растительной пищей. К этому отряду относятся такие известные виды, как трицератопсы и стегозавры, обладающие мощной броней.

Несмотря на название отряда, предками современных птиц стали не они, а представители второго отряда динозавров - ящеротазовые, к которым относятся хорошо всем известные хищники - тиранозавры и велоцирапторы.

Tianyulong confuciusi является представителем группы так называемых гетеродонтозавров, одной из ранних стадий развития отряда птицетазовых - небольших ящеров, ходивших на двух лапах и имевших менее двух метров в длину. Название этой группы динозавров обусловлено дифференциацией их зубов с увеличенными клыками и рядом зубов, предназначенных для пережевывания.

Команде ученых под руководством доктора Хай Лу Ю (Hai-Lu You) из Института геологии Китайской академии наук удалось описать три окаменелых останка, миллионы лет назад представлявших собой зачатки современных перьев. Эти окаменелости имеют приблизительно одинаковые размеры, однако перья на хвосте динозавра все же несколько крупнее, чем те, что были обнаружены в области спины и шеи, и достигают шести сантиметров в длину. Эти перья не были разветвленными и представляли собой пучок волокон.

Ученые не исключают, что перья в двух отрядах динозавров могли возникнуть в ходе независимых эволюционных процессов, так как обнаруженные перьеподобные окаменелости не похожи на те, что были найдены при анализе останков ящеротазовых видов динозавров. Кроме того, ученым до сих пор не удалось обнаружить окаменелости ранних видов ящеротазовых, которые имели бы перьевой покров.

С другой стороны, ученые отмечают, что нельзя исключить сходства перьев птицетазовых и ящеротазовых динозавров, что может говорить о возникновении "протоперьев" еще до разделения динозавров на два отряда более 200 миллионов лет назад.

Перья современных птиц состоят из множества полых волокон, переплетающихся в пуховые перья, или образующих контурные перья, необходимые для полета.
В январе другая группа китайских ученых сообщила, что им удалось обнаружить и изучить останки динозавров с самыми древними и примитивными перьями, возраст которых насчитывает 125 миллионов лет.

Согласно существующим представлениям, в основе эволюции перьев должны лежать структуры из единственного волокна. Именно такие "первоперья" ученые впервые обнаружили при изучении останков динозавра из рода Beipiaosaurus - одной из ранних форм сегнозавров, обнаруженных на западе полуострова Ляонин, говорилось в статье, опубликованной в журнале Proceedings of National Academу of Sciences.

Перья почти полностью покрывали тела этих динозавров - они росли в районе черепа и шеи, на туловище и передних конечностях, однако впервые среди этого покрова ученым удалось разглядеть окаменелости перьев, состоящих из единственного волокна. Эти перья имеют непропорционально большую длину - до 15 сантиметров. -0-