-5
Вирусы помогут борьбе с бактериями, устойчивыми к действию антибиотиков
04 Марта 2009

Микробы, устойчивые к действию даже очень сильных антибиотиков, можно побороть при помощи вирусов, ослабляющих бактерии и делающих их беззащитными перед слабыми антибиотиками, некоторые из которых врачи уже признали бесполезными, сообщается в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы статьи генетически модифицировали вирус М13, поражающий только бактерии, и заставили его, при проникновении внутрь клетки, вырабатывать бактериальный белок lexA3. Этот белок выключает способность бактерии восстанавливать ДНК, делая её более подверженной воздействию молекул антибиотика, повреждающих бактериальную ДНК.

В своих экспериментах с бактерией E.coli, являющейся возбудителем самых разных заболеваний профессор Бостонского университета Джеймс Коллинз (James Collins) показал, что мыши, зараженные бактериями, при помощи вирусов M13 в сочетании с антибиотиками легко перенесли заболевания, тогда как особи, получавшие только антибиотики, продемонстрировали лишь 20% выживаемости.

Использование вирусов бактериофагов, инфицирующих только бактерии для борьбы с болезнетворными микробами известно уже почти столетие и было распространено в бывшем СССР до развития индустрии антибиотиков. Однако такой метод был малоэффективен, так как врачи использовали вирусы для того, чтобы полностью уничтожить инфекцию.

К такому воздействию бактерии очень быстро адаптировались, потому в каждом новом случае врачам было необходимо готовить новые "коктейли" из вирусов в надежде, что хотя бы один из них избавит больного от микробов.

Антибиотики широкого спектра действия, появившиеся в середине прошлого века, были лишены этих недостатков, однако бактерии, вызывающие подчас смертельные заболевания, начали постепенно эволюционировать в новые штаммы, и теперь медики всего мира практически безоружны в борьбе с микробами, устойчивыми к действию химических препаратов.

Коллинз уверен, что сочетание антибиотиков с терапией вирусами, не убивающими, а лишь ослабляющими болезнетворные бактерии, может в будущем существенно облегчить участь многих больных.

Тем не менее, для внедрения технологии в массовое использование необходимо преодолеть ряд трудностей: либо научиться подбирать вирусы, способные как инфицировать опасные бактерии, так и избегать быстрого уничтожения иммунной системой каждого конкретного больного, либо развить технологии создания "коктейлей" генетически модифицированных вирусов бактериофагов. -0-