-3
Динозавры были более пустоголовыми, чем считалось ранее
09 Декабря 2008

Американские ученые обнаружили в головах динозавров значительно превышающие по объему мозг этих рептилий воздушные полости, которые помогали им общаться, избавляться от избыточного тепла и облегчали движения, говорится в сообщении университета Огайо.

Ученые из университета Огайо Лоуренс Уитмер (Lawrence Witmer) и Райан Риджли (Ryan Ridgely) исследовали черепа ряда хищных и травоядных динозавров с помощью компьютерной томографии и создали трехмерные модели их голов. Для сравнения они использовали модели голов ближайших родственников динозавров - крокодилов и страусов, а также человека.

В статье, опубликованной в журнале Anatomical Record, говорится, что ученым впервые удалось обнаружить в головах ящеров огромные воздушные полости. Ранее исследователи считали, что эти полости гораздо меньше.

Анализ моделей голов двух хищных динозавров - тиранозавра и майюнгазавра - показал, что они обладали большими обонятельными областями и связанными с ними многочисленными пазухами, общий объем которых превышал объем полости, где находился их мозг.

Ученые полагают, что эти полости играют ту же роль, что и пустоты в костях - они снижают вес, сохраняя прочность. Благодаря им динозаврам с их слабой шеей было легче управляться с огромной головой.

У травоядных ящеров, которых изучали исследователи, дыхательные пути и связанные с ними пустоты имели сложную структуру, подобную штопору. Кроме того, носовая полость у них упиралась в большие кровеносные сосуды, образуя "систему воздушного охлаждения" для отвода избыточного тепла.

Кроме того, по мнению ученых, сложные конфигурации полостей играли роль резонаторов, помогая динозаврам общаться и управлять голосом.

"Возможно, что эти динозавры могли узнавать друг друга по голосу", - говорит Уитмер, отмечая, что по их данным, динозавры обладали способностью различать тонкие нюансы звуков. -0-