-2
Ученые обнаружили гены диабета у рыб и насекомых
20 Октября 2008

Гены, вовлеченные в возникновение многих болезней человека, в том числе диабета, присутствуют у таких эволюционно далеких от нас групп животных, как рыбы и даже насекомые, говорится в статье, опубликованной хорватскими учеными в журнале Molecular Biology and Evolution.

У человека существует несколько тысяч генов, нарушения в которых приводят к наследственным болезням. Известно, что похожие гены и болезни существуют у большинства млекопитающих, в том числе у мышей, на которых изучают, например, диабет или болезнь Хантингтона.

До сих пор считалось, что подобные гены возникли достаточно поздно в эволюции и появились только у млекопитающих. Новое исследование показывает, что гены многих наследуемых болезней, таких, как диабет, могли быть переданы нам от более далеких предков.

Хорватские ученые из института Руджера Бошковича в Загребе провели сравнение генома (полного набора генов) человека и геномов животных разных групп, стоящих на разных ступеньках эволюционного развития - от одноклеточных до приматов.
Ученые обнаружили, что 40% генов человека "пришли" от одноклеточных организмов, причем 60% из них связаны с болезнями.

С рыбами мы разошлись в эволюции 400 миллионов лет назад, но делим 98 % генов, нарушения в которых вызывают болезни.
У млекопитающих обнаружены гены практически всех болезней, известных для человека. При этом гены, характерные только для млекопитающих и отсутствующие у других групп организмов, составляют только 0,45%.

По словам ученых, это свидетельствует о том, что корни генетически наследуемых болезней человека находятся гораздо глубже в эволюции, чем считалось до сих пор. По мнению авторов статьи, это открытие позволит лучше изучить генетические причины болезней не только на мышах, но и на других животных. -0-