8.1
Большой адронный коллайдер возобновит работу не раньше весны 2009 года – ЦЕРН
24 Сентября 2008

ЕРЕВАН, 24 сентября. /Новости-Армения/. Большой адронный коллайдер, торжественно запущенный 10 сентября и остановленный из-за поломки и утечки жидкого гелия в туннель, не возобновит работу раньше весны 2009 года, хотя церемония официального открытия ускорителя состоится в намеченный срок - 21 октября, сказал в интервью РИА Новости по телефону пресс-секретарь Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) Джеймс Гиллес (James Gillies).

Он сообщил, что доведение поврежденного сектора ускорителя до комнатной температуры, затем ремонт и его охлаждение до температуры, близкой к абсолютному нулю, займет по меньшей мере два месяца, после чего ускоритель будет остановлен на зиму.

В пятницу во время подготовки сектора "3-4" БАК к работе на энергии пять тераэлектронвольт один из магнитов вышел из сверхпроводящего состояния, произошла так называемая "потеря тока" и значительная утечка в туннель жидкого гелия, который используется для охлаждения магнитов ускорителя до сверхпроводящего состояния.

По предварительным данным, причиной аварии стал поврежденный электрический контакт между двумя магнитами, который расплавился от высокой силы тока, что привело к механическому повреждению.

Гиллес отметил, что расследование инцидента "потребует некоторого времени". "Мы должны довести сектор до комнатной температуры, открыть его, войти и посмотреть. Нам еще нужно много всего изучить", - сказал собеседник агентства.

"Мы разогреем его (сектор, где произошла авария), затем починим, а затем охладим снова. Вот как это происходит. Я надеюсь, это займет около двух месяцев. Около трех недель займет сам ремонт, затем охлаждение, это еще около двух или трех недель", - в свою очередь пояснил представитель ЦЕРНа.

Ремонт может быть закончен к зимней остановке коллайдера, запланированной на середину ноября. Таким образом, вновь пучок протонов по всему кольцу ускорителя будет пропущен не раньше весны следующего года: "Это будет, когда мы снова включим (ускоритель), следующей весной", - сказал Гиллес.

Он добавил, что и столкновения протонов, которые ранее планировались провести в течение нескольких недель после успешного прохождения первого пучка 10 сентября не будут проводиться до зимней остановки.

"Это небольшая задержка для проекта, учитывая предыдущие 20 лет подготовки", - добавил представитель ЦЕРНа.

Вместе с тем, он сообщил, что торжественная церемония официального откртия - инаугурации - коллайдера, запланированная на 21 октября, и не будет перенесена в связи с произошедшим.

БАК - самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц, созданный ЦЕРНом при участии физиков из 80-ти стран, и расположенный на границе Швейцарии и Франции. В его 27-километровом кольце будут сталкиваться лоб в лоб пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости. В среду, 10 сентября ученым удалось успешно провести первый пучок протонов по всему кольцу ускорителя.

Для удержания пучков протонов нужны настолько мощные магниты, что для снабжения их электричеством приходится использовать сверхпроводники. Рабочая температура магнитов, которые охлаждаются жидким гелием - около 1,9 градуса выше абсолютного нуля.

В конце позапрошлой недели из-за проблем с трансформатором был отключен главный компрессор криогенной системы, охлаждавшей два из восьми секторов 27-километрового кольца ускорителя. Температура двух секторов поднялась до 4,5 кельвина.

Трансформатор, весивший 30 тонн, был заменен в выходные. Затем начался процесс охлаждения нагревшихся магнитов. В четверг появились сообщения, что БАК был остановлен из-за проблем с электричеством. Затем ученые сообщили, что проблемы решены, и ускоритель вновь начал нормально работать.

Однако в пятницу на коллайдере вновь возникли проблемы - один из магнитов в секторе 3-4 вышел из сверхпроводящего состояния и нагрелся до температуры 100 градусов выше абсолютного нуля. Примерно в это же время был зафиксирован значительный выброс жидкого гелия в туннель. –0--