8.3
Китайские ученые вывели хлопок, который может защищать соседей по полю от вредителей
19 Сентября 2008

Генномодифицированный хлопчатник, выведенный китайскими учеными, может, благодаря способности выделять инсектицид, защищать от вредителей себя и посевы других культур, сообщается в статье, опубликованной в четверг в журнале Science (http://dx.doi.org/10.1126/science.1160550).

Генномодифицированные растения хлопка, выведенные в Китае, могут вырабатывать инсектицид Bt - токсин, впервые выделенный из почвенной бактерии Bacillus thuringiensis. Он смертелен для главного вредителя хлопка - коробочного червя (гусеница хлопковой совки), но безвреден для животных, человека, растений и большинства микроорганизмов.

Авторы статьи, доктор Кун Мин У из Китайской академии сельхознаук и его коллеги проанализировали данные о влиянии выращивания генномодифицированного хлопчатника в шести провинциях северного Китая в течение десяти лет - с 1997 по 2007 год, на 38 миллионах гектаров.

Результаты показали, что популяция червя резко сократилась с появлением генномодифицированного хлопка. При этом уменьшение числа вредителей нельзя было объяснить колебаниями количества осадков и температуры. Было подтверждено, что именно Bt стал причиной снижения количества вредителей.

Однако результаты исследования показали, что хлопчатник, выделяющий инсектицид Bt, снижает количество вредителей не только на собственных посевах, но и на соседних полях культур, которые не были модифицированы.

Доктор У и его коллеги полагают, что это может быть связано с тем, что хлопок был основным носителем яиц коробочного червя, и снижение количества личинок приводило к падению популяции в целом и защищало другие посевы.

Это открытие может дать новые подходы к контролю над вредителями и увеличению урожая.
"В 1992 году хлопковый коробочный червь привел к потере около 30% урожая хлопка в северном Китае. Из-за высоких цен на средства от вредителей, многие фермеры отказались от выращивания хлопка", - поясняет доктор У.

Кроме того, использование других инсектицидов, помимо Bt, часто приводило к отравлениям фермеров, которые не имели защитных костюмов.

Авторы полагает, что генномодифицированные культуры, устойчивые к вредителям, могут быть весьма перспективны для сельского хозяйства Китая. –0--