-8
Ген, защищавший от малярии, делает людей уязвимыми для СПИДа – ученые
17 Июля 2008

Защищающий от малярии вариант гена, обнаруженный у людей с африканскими корнями, делает их более уязвимыми для вируса СПИДа, заявляют авторы исследования, опубликованного в четверг в журнале Cell Host & Microbe (http://dx.doi.org/10.1016/j.chom.2008.06.002), передает РИА Новости.

Группа британских и американских биологов показала, что эта генетическая особенность увеличивает риск заражения вирусом иммунодефицита на 40%. Однако этот же ген облегчает течение болезни у уже заразившихся ВИЧ, увеличивая срок их жизни в среднем на два года.

"Ранее было хорошо известно, что восприимчивость к ВИЧ варьируется от человека к человеку, так же как и само течение болезни. Эти различия ранее объясняли характеристиками вируса, однако в последние годы появились свидетельства, что уязвимость для вируса и ход болезни в значительной степени зависят от генетических особенностей человека", - поясняет один из авторов исследования Сунил Ахуджа (Sunil Ahuja) из университета Техаса в Сан-Антонио.

По оценкам авторов работы, в Африке, где около 90% людей являются носителем этого генетического варианта, он может отвечать за 11% общей заболеваемости ВИЧ.

Ген, о котором идет речь, кодирует белок, который обнаруживается на поверхности красных кровяных клеток - эритроцитов. В соответствии с тем, какой вариант этого гена есть у человека, его кровь принадлежит к той или иной группе по системе Даффи, названной так по имени первооткрывателя этих белков. Несовпадение крови по этой системе при переливании может привести к аллергическим реакциям.

Прежние исследования показали, что у подавляющей части населения Африки отсутствуют эти белки, они являются "Даффи-отрицательными", что дает им защиту от одного из видов малярии, вызываемой одноклеточным паразитом Plasmodium vivax. Однако примерно 80-90% случаев малярии вызывает другой вид малярийных плазмодий - Plasmodium falciparum, который и несет ответственность за миллионы жизней, которые уносит эта болезнь в Африке ежегодно.

Ученые полагают, что этот вариант гена развился для защиты от других, более опасных вариантов малярии, существовавших в прошлом.

"Главное содержание нашей статьи состоит в том, что нечто, защищавшее людей от малярии в прошлом, теперь делает их уязвимыми для ВИЧ", - говорит соавтор работы Робин Вайс (Robin Weiss) из Университетского колледжа Лондона.

"После тысяч лет адаптации, этот генетический вариант стал настолько частотным, поскольку он защищал от малярии. Теперь, когда разрастается другая глобальная пандемия, тот же ген делает людей более уязвимыми для ВИЧ", - добавляет Мэтью Долан (Matthew Dolan) из Медицинского центра ВВС США.

Прежние исследования показали, что благодаря Даффи-антигенам на поверхности эритроцитов могут появляться молекулы, которые эффективно подавляют размножение вируса СПИДа.

Ученые в течение 22 лет изучали большое количество военнослужащих ВВС США, более чем 1,2 тысячи из которых были ВИЧ-инфицированы. Долан отмечает, что эта группа была идеальна для исследователей, так как она была этнически сбалансирована и находилась в схожих экономических условиях.

Обследование показало, что Даффи-отрицательный вариант гена преобладал у тех афроамериканцев, кто был ВИЧ-инфицирован. Вместе с тем, у Даффи-отрицательных инфицированных болезнь развивалась медленнее.

"Эти результаты подчеркивают, что генетические особенности, которые влияют на распространение болезни и ее течение могут различаться по частоте в разных популяциях", - заключают авторы исследования. Они отмечают, что эти данные могут помочь оценке эффективности вакцин от ВИЧ. –0--