-6
Найдена самая молодая в Галактике сверхновая звезда
15 Мая 2008

Астрономы обнаружили в нашей Галактике остатки сверхновой звезды, взорвавшейся всего около 150 лет назад, говорится в статье, опубликованной в британском журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Ранее самый недавний известный взрыв сверхновой датировался 1680 годом, передает  РИА Новости.

Вспышки сверхновых происходят на последней стадии жизни некоторых типов звезд, начальная масса которых в восемь-десять раз превышает массу солнца. В процессе термоядерной реакции в звезде "выгорают" все легкие элементы, что приводит к резкому сжатию и охлаждению ее ядра, а затем к взрыву, который по яркости может быть сопоставим с яркостью целой галактики.

На месте взрыва сверхновой остается газопылевая туманность - остаток сброшенной звездой оболочки, которая продолжает расширяться. По скорости ее расширения можно судить о том, как давно произошел взрыв. Остатки сверхновой испускают рентгеновское и радиоизлучение.
В нашей Галактике известны всего шесть остатков сверхновых возрастом младше тысячи лет.

Наиболее известны - Крабовидная туманность (остаток вспышки сверхновой в 1054 году, о которой в восточных летописях упоминалось, что по яркости она в шесть раз превзошла Сириус), остатки сверхновых, обнаруженных астрономами Тихо Браге (1572) и Иоганном Кеплером (1604), а также самый молодой из известных ранее остатков сверхновых - Кассиопея А (1680 год), который является самым ярким радиоисточником нашей Галактики.

Авторы статьи, посвященной открытию следа сверхновой, отмечают, что по оценкам исследователей в Галактике должно вспыхивать около трех сверхновых в столетие.

"Таким образом, мы должны наблюдать около 60 остатков сверхновых младше 2000 лет, в то время как их известно менее десяти. Эта хорошо известная нехватка и послужила толчком для нашей программы поиска с помощью рентгеновского телескопа "Чандра" молодых компактных радиоисточников", - говорится в статье.

Найденный астрономами остаток сверхновой имеет возраст около 100 лет. Впервые он был замечен в 1984 году в созвездии Стрельца с помощью радиотелескопа и получил обозначение G1.9+0.3. Уже тогда астрономы отметили его малые размеры и высокую яркость, что могло указывать на недавний взрыв.

Спустя 22 года астрономы вновь провели наблюдение этого объекта с помощью рентгеновского орбитального телескопа и установили, что за это время он расширился на 15%. Учитывая удаленность объекта и его размеры, ученые установили, что скорость расширения туманности составляет около 14 тысяч километров в секунду. Это позволило сделать вывод, что сверхновая взорвалась примерно 150 лет назад.

"Открытие, что остаток G1.9+0.3 так молод, весьма вдохновляюще... Он расширяется очень быстро, мы сможем следить за его эволюцией в течение ближайших лет", - отмечает один из участников исследования, астроном из Кембриджского университета Дейв Грин (Dave Green).

"Как правило, мы имеем дело со старыми остатками (сверхновых) и нам приходится тяжело работать, чтобы заметить малейшие изменения в них. Эта сверхновая намного ярче, что означает, что она еще развивается - изучение ее позволит нам сделать большой шаг в изучении таких событий и их воздействия на галактики", - говорит ведущий автор исследования, астрофизик из университета Северной Каролины Стивен Рейнольдс (Stephen Reynolds).

Астрономы определили, что найденный объект находится недалеко от центра Галактики, на расстоянии около 8,5 килопарсека. При этом ее наблюдение с помощью оптических телескопов затруднено из-за межзвездной пыли и газа.

"Если бы не межзвездная "грязь" между нами и этим объектом, люди могли бы видеть эту сверхновую как новую звезду, появившуюся в созвездии Стрельца между 1870 и 1900 годом", - говорит Рейнольдс, слова которого приводятся в пресс-релизе университета.

Однако пыль и газ прозрачны для радио- и рентгеновского излучения, которое излучает остаток, что и позволило ученым обнаружить сверхновую. –0--