-8
Число жировых клеток в организме взрослых не зависит от изменения веса - исследование
05 Мая 2008

ЕРЕВАН, 5 мая. /Новости-Армения/. Количество жировых клеток в организме взрослых людей остается постоянным и никак не зависит от снижения или увеличения массы тела - изменяются только размеры этих клеток, свидетельствуют опубликованные в журнале Nature результаты исследования, проведенного в стокгольмском Karolinska Institute.

Как говорится в сообщении, передает РИА Новости со ссылкой на журнала, исследователи установили, что клетки жировой ткани (адипоциты) размножаются в детстве, а затем их число остается постоянным за счет пополнения. Изучения механизма восполнения числа жировых клеток может помочь создать принципиально новые средства от ожирения.

Группа ученых под руководством профессора Кирсти Сполдинг исследовала с помощью биопсии жировые ткани 687 взрослых людей, как страдающих ожирением, так и обладающих нормальным весом, фиксируя число адипоцитов, их размеры, а также возраст, индекс массы тела обследуемых. Затем полученные данные были сопоставлены с полученными ранее подобными сведениями о детях.

Как оказалось, число формирующих жировые ткани клеток увеличивается примерно до 20 лет, а затем остается относительно постоянным.

На их число не влияет даже значительная потеря веса - ученые подсчитали количество адипоцитов у 20 человек, страдающих ожирением и прибегнувших к хирургической операции по сокращению объема желудка. Повторное обследование - через два года после процедуры - показало, что, несмотря на снижение массы тела в среднем на 18%, число жировых клеток не изменилось, и составило около 80 миллиардов. Изменились лишь их размеры.

Жировые клетки постоянно обновляются в течение жизни даже у взрослых людей: было проведено обследование жира, полученного в результате липосакции у 35 человек, живших в эпоху интенсивных ядерных испытаний - с 1955 по 1963 год, когда в атмосфере было несколько больше радиоактивных элементов. Продукты, произведенные в этот период, имеют повышенный уровень радиоактивного изотопа углерод-14.

Число жировых клеток с повышенным содержанием углерода-14 оказалось значительно меньше ожидаемого, что свидетельствует о том, что они интенсивно замещаются в течение жизни.

Если механизм их замещения будет раскрыт, биологи смогут создать новое средство от ожирения, которое будет прекращать восполнение числа жировых клеток.

Однако Сполдинг считает, что и такие лекарства следует использовать с большой осторожностью, так как это может быть опасно для людей, еще не избавившихся от лишнего веса. Сокращение числа жировых клеток при сохранении большого объема жировой ткани может привести к нарушению обмена веществ, в частности, к диабету, предупреждает она.

По мнению Сполдинг, очень важно полученное ее командой подтверждение, что жировые ткани формируются только в детстве, но не в зрелом возрасте. Она считает, что учет этого фактора позволит сформировать правильную стратегию, позволяющую предотвратить ожирение.

По данным Всемирной организации здравоохранения на 2005 год, в мире около 1,6 миллиарда взрослых людей имеют избыточный вес—0--