8.4
Ученые разгадали секрет "химического компаса" птиц
04 Мая 2008

Ученые смогли разгадать механизм, позволяющий многим животным и птицам ориентироваться в пространстве, смоделировав в лаборатории химическую реакцию, на которую влияет магнитное поле Земли. Их исследование было опубликовано в одном из самых авторитетных научных журналов в мире – Nature, передает РИА Новости.

Известно около 50 видов живых существ - млекопитающих, птиц, земноводных, пресмыкающихся, рыб и даже насекомых, которые могут пользоваться магнитным полем Земли для навигации. Особенно хорошо изучены навигационные способности птиц, однако биофизические механизмы, с помощью которых работает птичий "компас", оставались неясными.

Предполагалось, что птицы могут "видеть" магнитное поле - в их глазах протекают химические процессы, на которые оно влияет. Однако ранее не удавалось осуществить в лаборатории реакции, на которые влияло бы магнитное поле, сопоставимое по силе с полем Земли.

Группе британских и американских химиков впервые удалось провести химические реакции, на которые магнитное поле Земли влиять может.

"Эксперимент устанавливает возможность химического восприятия магнитного поля и раскрывает структурные и динамические свойства, необходимые для определения направления магнитного поля Земли", - пишут исследователи в статье в Nature. –0--