Формирование общего пространства экономического сотрудничества на Кавказе может стать серьезным фактором развития

06.10.2009, 15:28
Формирование общего пространства экономического сотрудничества на Кавказе может стать серьезным фактором развития
Формирование общего пространства экономического сотрудничества на Кавказе может стать серьезным фактором развития

- Светлана Павловна, насколько экономический кризис может послужить стимулом для внутренней интеграции и интенсификации экономических процессов на пространстве СНГ?

С.Глинкина – Я не думаю, что здесь появляется много стимулов, поскольку, как показывает практика, в кризис страны пытаются спасаться в одиночку. Есть определенные элементы общей политики, в частности, идея создания Стабилизационного фонда в рамках ЕврАзЭС, который после последнего заседания в рамках министров финансов должен быть ратифицирован. В этом смысле появляются какие-то элементы для сотрудничества. А в целом, до последнего времени каждая из стран спасалась самостоятельно, и тут есть определенные неблагоприятные моменты.

Первое – это влияние на внешнюю торговлю. У нас вообще сложилась достаточно тяжелая ситуация с товарооборотом. Известно, что с 1995 года, когда наш товарооборот в рамках СНГ еще с участием Украины составлял около 25%, в 2004 году упал до 17-18%, а теперь – уже до 14%. Это очень низкий показатель, он ниже, чем в большинстве более или менее значимых региональных группировок. Ситуация серьезно ухудшается и по показателю внутрирегионального импорта. Если в середине 90-ых годов он составлял 46%, то теперь - 28%.

Самое печальное это то, что показатель в 14% для России, как для основного экономического игрока,  очень маленький. Получается, что импульсы для экономического развития ищутся вне рамок региональной группировки. Каждая из стран, сталкиваясь с проблемой неспособности или трудности продуцирования модернизационных импульсов, начинает искать их на стороне и, к сожалению, не вокруг Содружества.

Другой негативный момент заключается во влиянии кризиса на спрос. Он резко упал, особенно по машиностроительной продукции. Если мы долго говорили, что сотрудничество с Западом имеет и отрицательные стороны, в том числе, рост задолженностей, и у нас есть много машиностроительной продукции, которая, возможно, не столь красиво упакована и уступает западной, но тем не менее может быть использована на пространстве СНГ, то сейчас падение спроса на машиностроительную продукцию ведет к тому, что она в структуре экспорта многих стран начинает снижаться. Это также очень неблагоприятная тенденция, поскольку мы всегда рассматривали СНГ как пространство, на котором можно на основе кооперации и сотрудничества приостановить деиндустрализацию, которая после развала Советского Союза очень активно происходит в отношении всех государств, включая и Россию.

Третья проблема – это проблема трансфертов. Для очень многих государств это было очень важным моментом. От 6% до 9% ВВП Армении – это трансферты, и главным образом из России. И сейчас, когда они упали на 30%, это является очень серьезной проблемой.

«Новости-Армения» - Насколько и в каком формате Россия будет продолжать политику экономической поддержки странам в условиях кризиса?

С.Глинкина – Россия, конечно, оказывает финансовую помощь и Киргизии, и Армении, и Беларуси, но здесь есть проблемы. Во-первых, возникла конкуренция среди структур, способных дать финансовые ресурсы. Международные организации также довольно активно эти ресурсы дают, и, следовательно, демонстративный эффект такой помощи не всегда тот, на который рассчитывала Россия.

Финансовая помощь – это хорошая вещь, однако значительно важнее, особенно для таких государств, как Армения, нахождение конструкции, когда финансы вели бы не просто к появлению средств, которые можно раздать, как в Армении малому бизнесу под очень высокие проценты, а когда бы на их основе решались проблемы строительства объектов, которые могли бы совместно использоваться и быть интересными. Так и было сделано, кстати, в отношении Киргизии применительно к энергетике. Я думаю, что нечто подобное можно было бы сделать и в Армении, поскольку здесь энергетические инфраструктурные проекты и процессы могли бы развиваться достаточно успешно.

«Новости-Армения» - Можно ли сегодня спрогнозировать, какой из стран СНГ удастся первой полностью выйти из кризиса, и чем это будет обусловлено?

С.Глинкина – Надо сказать, что сейчас все в кризисе находятся по-разному. Азербайджан и Беларусь демонстрирует экономический рост, в Казахстане падение было минимальным, а сейчас также рост экономики. Волна кризиса докатилась до тех государств, которые, фактически, не имеют ресурсов – это Молдова, Армения, Киргизия. И здесь есть некоторое влияние России, потому что, как и в 1998 году, Россия, столкнувшись с кризисом, начинает его транслировать на эти государства.

Я думаю, что в зависимости от ситуации на рынках, из кризиса первыми выйдут государства, которые обладают большими природными ресурсами. Цена на нефть будет расти хотя бы потому, что каждый новый проект по разработке нефти требует таких капиталовложений, что как бы она сейчас не упала, очевидно, что в ближайшее время дешевле добывать нефть и газ будет нельзя. Только появление альтернативных энергетических проектов, колоссальных и дешевых, могло бы изменить ситуацию. Но я думаю, что они в ближайшее время этого не произойдет, а если и произойдет, то при нынешнем устройстве мира политики настолько завязаны на нефтяные и газовые трубы, что они сделают все, чтобы не пустить их на рынок, по крайней мере, резко.

Следовательно, такое государство, как Азербайджан, у которого с одной стороны ресурсы, а с другой – правильная концепция выхода на потребительский спрос, будет, наверное, демонстрировать высокие темпы экономического роста. В Казахстане найдено очень правильное сочетание государственного регулирования, создания государственных корпораций и предоставление возможностей бизнесу, что тоже, видимо, имеет перспективы. В Беларуси Евросоюз, по всей видимости, сейчас будет очень серьезно работать, потому что очень хочется оттянуть ее от России. Поэтому помощь плюс сохранение управляемости экономики и наличие реального сектора экономики также позволит Беларуси удержаться на плаву.

В России много проблем. Многое удалось сделать, но в то же время происходит отток капитала по серым и по белым схемам. Здесь нужно принять несколько важных решений, в частности, я считаю, что нужно заканчивать со 100%-ной либерализацией движения капитала, когда мы по-прежнему финансируем весь мир, не вкладывая в свою экономику. Тут было много хитростей со стороны наших финансовых корпораций, которые с одной стороны получили деньги от государства, а с другой – через систему выплаты дивидендов значительные деньги увели за границу. У России большие масштабы и много проблем.

«Новости-Армения» - Когда можно будет утверждать, что кризис преодолен, какими будут характеристики дальнейшего посткризисного развития экономик?

С.Глинкина – Это очень сложный вопрос, потому что все попытки России со своими коллегами по цеху создать закрытые региональные группировки до сих пор не давали ожидаемых результатов. Очень большие надежды связаны с созданием Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) в рамках ЕврАзЭС, но здесь есть очень много противоречий. Мы создаем Таможенный союз, но в то же время закрываемся от молочной продукции Беларуси, которая в это время более 50% своего экспорта направляет в Евросоюз. То же самое делает и Казахстан. Как страна, обладающая определенными ресурсами, он не хочет ориентироваться только в одном направлении. Зачем Казахстану отказываться от особых отношений с Китаем или со странами с национальными корпорациями, от особых проектов по транспортировки газа и нефти в Европу, ориентируясь только на Россию?

Мне кажется, что Россия много проигрывает, когда пытается предъявить своим партнерам условие «или мы, или никто». Здесь должна быть не такая жесткая политика, а политика взаимопроникновения в отдельных отраслях. Это то, о чем сегодня много говорят – общее пространство, причем строить его нужно в тех сферах, работать в которых интересно для всех, в частности, транспорт, энергетика, сельское хозяйство. Если эта политика победит, то тогда сотрудничество в этом регионе может стать очень серьезным фактором развития всех участников.

Если сейчас в условиях кризиса удастся наладить нормальную работу Стабилизационного фонда, и туда пойдут проекты, которые действительно дадут эффект странам, это будет значительно больше, чем реальная отдача от каких-то денег.

«Новости-Армения» - А как Вы оцениваете эффективность разработанной министерствами финансов стран СНГ совместной программы действий по борьбе с кризисом?

С.Глинкина – Пока трудно говорить, поскольку программа была принята только недавно. Кстати, она готовилась довольно долго – с октября или ноября прошлого года, и ее можно было бы разрабатывать быстрее в условиях кризиса. Два ее направления мне кажутся вполне оправданными и интересными – это общий фонд и помощь наименее развитым и страдающим в социальном плане государствам. Кроме того, я надеюсь, что в рамках этой программы начнут говорить о более активном использования национальных валют в товарообороте. В современных условиях, когда все или многие страдают от отсутствия конвертируемой валюты, это могло бы дать положительный эффект. --0--