Ереванские памятники - живые спутники, но пугающие попутчики

27.05.2016, 16:16
Памятник маршалу Бабаджаняну в Ереване народ окрестил мемориалом криминальному авторитету, а скульптуру Нжде - своеобразным миксом туловища Дарта Вейдера и головы русского царя Петра Первого.
Ереванские памятники - живые спутники, но пугающие попутчики
ЕРЕВАН, 27 мая - Новости-Армения. За последние несколько дней Ереван "украсили" два новых памятника - маршалу бронетанковых войск СССР, герою Советского Союза Амазаспу Бабаджаняну и известному деятелю армянского национально-освободительного движения начала XX века Гарегину Нжде. Однако оба произведения вызвали резкую критику общественности – памятник маршалу народ сразу окрестил мемориалом криминальному авторитету, а скульптуру Нжде - своеобразным миксом туловища известного персонажа "Звездных войн" Дарта Вейдера и головы русского царя Петра Первого.

О том, как относятся к этим произведениям в столичной мэрии, поделился в пятницу с журналистами вице-мэр Еревана Камо Ареян.

Общество отвергающих и критикующих

Вице-мэр подчеркнул, что все новые памятники жители Еревана сначала принимают в штыки, а потом свыкаются с ними и даже начинают считать неотъемлемой частью столицы.

Для примера он привел два произведения выдающегося армянского скульптора Ерванда Кочара - "Вардан Мамиконян" и "Давид Сасунский", которые в свое время ереванцы также встретили не очень приветливо, однако сейчас оба являются символами Еревана.

 - рис.1

Ареян напомнил, что установленный несколько лет назад памятник известному композитору Арно Бабаджаняну, также долгое время подвергался жесточайшей критике.

"Однако сейчас можно увидеть, как каждый день возле памятника играют дети, фотографируются прохожие. Это - живой эффект столичной атмосферы, ведь памятники должны "контактировать" с населением", - сказал Ареян.

Вице-мэр считает, что это - вопрос вкуса, ведь до сих пор не было ни одного произведения искусства или памятника, в отношении которого и деятели искусства, и общественность выразили единогласную положительную оценку.

 - рис.2


Как считает представитель столичной мэрии, все упирается в вопрос вкуса - кто-то хочет видеть статую, досконально дублирующую оригинал, а кто-то видит ее в более творческом решении, с учетом фантазии скульптора.

"Однако, лично я считаю, что скульптуры должны быть такими, чтобы при одном взгляде сразу можно было сказать - чей это памятник", - сказал Ареян.

Бабаджанян – статуя, достойная маршала

Говоря об открытом недавно памятнике маршалу Амазаспу Бабаджаняну, вице-мэр отметил, что он является национальной гордостью армянского народа.

"Я очень уважаю и как армянин очень горжусь тем, что у нас появился памятник такому человеку, как маршал Бабаджанян", - сказал Ареян.

Что касается позы, в которой скульптор представил маршала и которую в народе уже называют постаментом криминального авторитета, Ареян посоветовал не путать искусство с кладбищенским ремеслом. Как считает вице-мэр, что вся поза и композиция памятника вполне характерны для личности маршала.

"Бабаджанян сидит в позе, достойной маршала, он был влиятельным, строгим, умным и неповторимым человеком", - считает Ареян.

Неизвестный Нжде

Установленный в центре Еревана памятник Гарегину Нжде планируется открыть 28-го мая, однако жители уже указывают на очевидное отсутствие сходства скульптуры с оригиналом. Но Ареян с подобной позицией не согласен, поскольку таково видение скульптора.

Как считает вице-мэр, памятник Нжде довольно монументальный, роскошный и мужественный. "Лично мне больше по душе известный образ Нжде в шлеме, однако это мое личное мнение и, возможно, в качестве памятника это был бы не лучший вариант для образа", - разоткровенничался Ареян.  

 - рис.3

Вице-мэр не обошел вниманием и такой щекотливый вопрос, как местоположение памятника Нжде, который установлен на территории вернисажа в малом центре столицы, а не на одноименной площади.  

Ареян считает, что площадь Нжде -  не самое лучшее место для установки памятника.

Изначально эта площадь называлась именем Сурена Спандаряна - известного большевика, революционера и там был установлен его памятник, однако после распада СССР ее переименовали в площадь  Гарегина Нжде - одного из ярых врагов большевиков, а памятник Спандаряну остался на прежнем месте.

"Нынешний памятник на площади Нжде расположен в очень неудачном месте, в яме у метрополитена, в неудобном и недоступном для людей месте. Думаю, что выбранное для памятника Нжде место намного удобней", - сказал Ареян.

 - рис.4

Следующая "жертва"?

Следующим памятником, который столичная мэрия планирует установить в Ереване будет скульптурный ансамбль, посвященный легендарному футбольному клубу "Арарат-73". Совет старейшин Ереван уже принял решение о местоположении – он будет установлен рядом ереванским стадионом "Раздан", где футболисты одержали свои ставшие историческими победы.

"Я пока не знаю как будет выглядеть памятник, могу лишь сказать, что это будет скульптурная композиция и надеюсь, что она станет неотъемлемой частью нашей жизни, живым спутником и жителем нашего города", - сказал Ареян.

Живые памятники

Чего не хватает армянской столице, так это небольших и милых скульптур, какие принято устанавливать в европейских столицах – будь то известный "Писающий мальчик", Памятник семье или домашним питомцам.

Как считает Ареян, в Ереване также можно установить подобные композиции и для этого необходимо лишь желание скульпторов – они могут по собственной инициативе предложить мэрии свои произведения.

"В этом стиле лично мне наиболее близок памятник "Мальчику, продающему воду" и вскоре мы планируем благоустроить этот парк. Однако  он не единственный в городе, есть памятник Карабале (торговец цветами), Енгибарову (легендарный армянский клоун-мим), а также несколько памятников "Сидящей женщине", "Любит, не любит" и прочие, которые украшают нашу столицу", - сказал Ареян.  –0—

 - рис.5