549.12
7.29
484.7
+4
Погода в Ереване
Рус
Промахи азербайджанской пропаганды в ходе "четырехдневной войны"
19:39
18 Апреля 2016

ЕРЕВАН, 18 апр - Новости-Армения. Боевые действия, инициированные в результате нападения азербайджанской стороны на позиции Армии Обороны НКР в ночь с 1 на 2 апреля, азербайджанская пропаганда сопровождала скоординированными, заранее спланированными действиями в информационном пространстве, которые несмотря на неэффективность, тем не менее нуждаются в подробном разборе.

1. "Со ссылкой на армянские СМИ"

В азербайджанских СМИ одним из часто встречаемых приемов по распространению дезинформации является отсылка к "армянским СМИ". При этом, часто конкретно название сайта, на который ссылается азербайджанское СМИ не указывается, а при проверке оказывается, что в армянских СМИ подобной информации нет вовсе. К примеру, сайт Report.az сообщал со ссылкой на «армянские СМИ», что потери армянской стороны в бронетехнике якобы составляют примерно 6 танков и около 12-15 артиллерийских систем, убиты более сотни человек. Спустя пару часов аналогичные цифры появляются в пресс-релизе Минобороны Азербайджана. В армянских СМИ при проверке подобной информации обнаружено не было.

Другой пример - публикация фейкового письма от имени "армянских СМИ" с обращением "в минобороны страны с требованием предоставить правдивую информацию о потерях на линии соприкосновения войск". При этом, в тексте был допущен интересный ляп "журналисты вынуждены черпать информацию из гражданских источников - церкви, где отпевают погибших". Дело в том, что на момент публикации письма в азербайджанских СМИ вечером 2-го апреля предположительных погибших успеть отпеть в церкви не могли. А вот в исламе, кстати, принято хоронить умерших в тот же день до заката.

В сети появилось видео уничтожения карабахскими ПВО новейшего беспилотника из ЗРК "Оса">>

Кроме того, появились сообщения о "панике среди населения и бегстве из зоны конфликта" в Армению, опять же без указания конкретных источников информации. В частности, злоупотребили этим методом распространения дезинформации сайт Report.az, Haqqin.az и агентство АПА (для большей убедительности со ссылкой на некие "международные источники"). После того, как иностранные журналисты зафиксировали отсутствие потока автомобилей из НКР в сторону Армении, данная тема постепенно начала терять актуальность.

Другой попыткой посеять панику в рядах армянской армии стали сообщения на сайте Day.az о якобы совершенном суициде "одного из генералов армянской армии Иджеванского района" или о "застрелившихся" двух военнослужащих в Гадрутском районе, со ссылкой на "армянские СМИ" и "соцсети". Цель азербайджанский сайт объясняет весьма странно – покончили с собой, чтобы избежать участия в боевых действиях и не погибнуть.

2. Отсылка к сомнительным и фейковым сайтам

Еще одним способом легализовать дезинформацию является отсылка к фейковым и сомнительным сайтам. К примеру, азербайджанский сайт "Оху.аз" со ссылкой на статью "Правда как она есть!" на неизвестном ранее сайте "HayNews.net" пишет о мнимых потерях армянской стороны в Мартакертском районе – "около 80 человек". Статья азербайджанского сайта сопровождалась скриншотом, что в свою очередь облегчило разоблачение фальсификации.

В результате поиска оказалось, что на сайте "HayNews" материала с подобным содержанием и заголовком нет. Более того, на следующий день сайт перестал функционировать и на момент 16 апреля прекратил существование. Что, впрочем, не помешало день спустя сайту Day.az со ссылкой на неработающий сайт распространить новость о том, что якобы армянские "командиры расстреляли на месте 17 человек, которые попытались бросить оружие и сбежать". Обычно азербайджанская сторона прибегает к такому сценарию, чтобы в дальнейшем обвинить во взломе сайта, сообщающего "объективную" информацию, "армянских хакеров".

Казимиров: пора назвать вещи своими именами и показать негативность линии азербайджанского руководства>>

Аналогичная ситуация произошла с сайтом "Planetaarmenia.ru", на котором была опубликована дезинформация азербайджанской стороны, после чего доступ к сайту был закрыт, а данная новость удалена. Что также не помешало на следующий день поместить на сайте Minval.az новость о том, что с армянской стороны "потери живой силы составляют около 300 человек" со ссылкой на отключенный на тот момент сайт.

Также был использован заведомо разоблаченный сайт "Armenianreport.com", созданный азербайджанской стороной и имитирующий армянский информресурс. К примеру, сайт Minval.az со ссылкой на этот сайт опубликовал материал о готовящейся "сдаче 5 районов согласно плану Лаврова".

Также можно отметить попытку легализации дезинформации через третьи, дружественные ресурсы. К примеру, сайт Oxu.Az со ссылкой на сайт haber7.com, сообщает, что якобы "курдские террористы" перешли на территорию Армении и размещены "в окрестностях озера Севан". Самым забавным в этом сообщении была, пожалуй, эта часть: "Среди боевиков, прибывших сражаться с Азербайджаном, есть 150 армян в составе ИГИЛ".

Кстати, об интересном инциденте написало агентство "Новостной фронт". Азербайджанские медиагруппы путем подкупа пытались распространять недостоверную информацию о якобы потерях в рядах армянской армии. С подобным случаем столкнулся главный редактор и основатель проекта naked-science.ru Руслан Зораб, отказавшийся помогать азербайджанским пропагандистам даже за двойную плату.

Среди армянских пользователей соцсетей, при этом, в качестве упреждающей меры, циркулировали памятки с указанием сомнительных сайтов и азербайджанских фальшивок во избежание использования и распространения азербайджанской дезинформации. Также была выявлена попытка использования фейковых пользователей с армянскими именами, с одной стороны для легализации в азербайджанских СМИ дезинформации, с другой стороны для вытягивания из пользователей - армян информации о событиях на передовой. При этом, азербайджанские фейки, в силу незнания армянского языка пользовались гугл- переводчиком, что стало предметом забавы для армянских пользователей, пытавшихся разговорить азербайджанские фейки и выкладывающие диалоги на всеобщее обозрение.

3. Визуализация дезинформации

Часто азербайджанская пропаганда с целью придать большую убедительность дезинформации, сопровождает ее фото- и видеоматериалами, не имеющими отношения к теме. К примеру, фото с похорон мирных жителей, на которых односельчане вереницей идут в сторону кладбища, сайт Vesti.az представил в качестве «доказательства» бегства населения прифронтовых сел. "А на этом фото — исход жителей села Мадагиз",- пишет сайт.

Или же телеканал ANS, запустивший в эфир нарезку из разговоров неидентифицируемых людей на армянском языке. Примечательно, что звук убран не полностью, а это с легкостью помогает обнаружить, что на армянском произносятся плохо смонтированные общие фразы. При этом, в азербайджанском переводе зрителям телеканала представляется совершенно иная информация о военных передвижениях, мнимых жертвах армянской стороны и не соответствующих действительности цифрах, даже по синхрону не соответствующих длине разговора.

Или другой пример, когда материалы о якобы столкновениях мирных жителей НКР с военными, которые "не выпускают их из страны" сопровождают видео с акций протеста на территории Армении совершенно в другое время и по другому поводу. Другой пример- сайт Vesti.az сопроводил дезинформацию на аналогичную тему фотографией столкновений сторонников Жирайра Сефиляна с представителями правоохранительных органов НКР, имевших место задолго до апрельских событий. И тогда, парадоксально, но проблема была именно в том, что автоколонну наоборот в НКР не впустили.

Ереван представил доказательства спланированности агрессии Баку против Карабаха>>

Кроме того, стоит отметить уже ставшие традиционными попытки использовать видео- и фото материалы из иных горячих точек в качестве "доказательства" вброса дезинформации. К примеру, азербайджанские пользователи соцсетей были уличены в использовании фото погибших солдат чеченской войны 1999-го года, военного билета армянского военнослужащего от апреля 2015-го года, фото раненого сирийского мальчика от октября 2015-го года, убитого солдата во время грузино-осетинской войны от августа 2008 года и пр.

Учитывая, что в первые дни Министерство обороны Азербайджана в свою очередь распространяя дезинформацию о "сотне" погибших армянских военнослужащих, не подкрепило свои пресс-релизы ни одним визуальным доказательством, в отличие от армянской стороны, оперативно освещающей события на линии соприкосновения, азербайджанской пропаганде зачастую приходится прибегать к подобным "хитростям", на которых она, впрочем, очень быстро ловилась. К примеру, в азербайджанских СМИ был выложен плохо смонтированный ролик, состоящий из нескольких частей, на котором показан якобы сбитый армянский танк. Однако, даже неискушенный в военном деле наблюдатель может обнаружить подлог из-за несоответствия борозд, местности и танков в разных частях видео.

Примечательно, что все репортажи азербайджанских телеканалов имитируют съемки с "освобожденных" территорий, при этом нигде в кадре не видно ни активных боевых действий (а они должны были быть, поскольку расстояние между сторонами на тот момент составляло не более 250 метров), ни выведенной из строя боевой техники армянской стороны. Одни общие планы местности, на которой вообще ничего не происходит. Ну, или же пример репортажа ANS, где журналист на фоне свеженапечатанного указателя на азербайджанском языке "село Талиш", который рукой на заднем плане в окопе придерживает азербайджанский военнослужащий, убеждает зрителя, что село находится под контролем азербайджанской стороны.

Сайт Haqqin.az распространил фальшивое письмо от имени Министра обороны НКР Левона Мнацаканяна, направленное министру обороны Армении Сейрану Оганяну, содержащее большое количество грамматических ошибок и ляпов, что вызвало в армянском сегменте соцсетей высмеивание неумелой работы азербайджанской пропаганды.

Позабавило пользователей соцсетей и распространение фото известной ведущей Назени Ованнисян, которую азербайджанский сайт BAKU.WS представил, как "женщину-снайпера" по кличке "Багира". Еще один забавный эпизод выявили армянские пользователи соцсетей – широко известный общественности режиссер Аршак Закарян, задокументировавший факт наличия трупов азербайджанских солдат на передовой был представлен азербайджанскими пользователями соцсетей в качестве азербайджанского же бойца, позирующего на фоне тел "армянских солдат".

Но, пожалуй, самым нашумевшим случаем стало фото, на котором с помощью фотошопа азербайджанских военных добавили к фотографии трафарета с надписью "Физули" в качестве доказательства того, что азербайджанские войска заняли район. Фальшивое фото было сделано весьма некачественно и стало новой темой для мема среди армянских пользователей, размещавших азербайджанских военных в самых нелепых местах- от решеток ереванского зоопарка до Эйфелевой башни.

Был зафиксирован также ряд ляпов официально оборонного ведомства Азербайджана – к примеру утверждение о том, что продемонстрированные армянской стороной фотографии трупов азербайджанских солдат - фальсификация, и якобы это фотографии сделаны в Украине. При этом наличие на фото машины с армянскими номерами в Минобороны Азербайджана не объяснили, впрочем, как и не продемонстрировали «оригинал» фото, якобы сделанного в Украине. Также примечательно, что Минобороны Азербайджана отрицало факт сбитого вертолета в первый день, однако было вынуждено признать факт после публикации соответствующих фото- и видеоматериалов Минобороны НКР.

4. Приписывание третьим лицам и органам сфальсифицированных заявлений

В первые дни эскалации конфликта состоялся телефонный разговор между министром обороны Грузии Тинатин Хидашели и министрами обороны Армении Сейраном Оганяном и Азербайджана Закиром Гасановым. После этого Минобороны Азербайджана распространило сообщение, в котором сказано, что "Хидашели отметила, что всегда поддерживала территориальную целостность Азербайджана". Однако в оригинале сообщения грузинской стороны подобной фразы нет.

Неприятный конфуз случился и с грузинским политологом Гелой Васадзе, от имени которого сайт Haqqin.az опубликовал пространное фальшивое интервью. Однако после его публичного возмущения в Facebook, сайту пришлось в спешном порядке редактировать материал.

Президента Азербайджана должен судить Международный трибунал – депутат>>

Кроме того, азербайджанские СМИ распространили дезинформации от имени правительства Туркменистана, якобы выразившего свою поддержку официальному Баку в связи с обострением ситуации на линии соприкосновения. Официальный Ашхабад информацию азербайджанских СМИ оперативно опроверг. Позже опроверг измышления азербайджанской стороны о поддержке официальный Минск.

Забавный инцидент произошел с российским телеведущим Дмитрием Нагиевым. 5 апреля пользователи социальной сети Facebook активно делились публикацией фотографии азербайджанского флага на якобы его странице в соцсети Facebook. Cам российский актер и телеведущий записал видеообращение к поклонникам, обозвав авторов этой инициативы "бессовестными людьми".

5. Сокрытие информации о нападении ВС Азербайджана

Среди ляпов азербайджанских СМИ можно отметить рассуждения об успешной атаке ВС Азербайджана, идущие вразнобой с официальной позицией Баку, согласно которой азербайджанская сторона была в роли обороняющейся. Так, сначала сайт Haqqin.az в бэкграунде к материалу под заголовком "Путин о войне в Карабахе" отмечает: "Напомним, военные Азербайджана в ночь на субботу 2 апреля начали наступление по ряду направлений зоны карабахского конфликта, применив авиацию и артиллерию".

После того, как пользователи соцсетей обнаружили "откровения" азербайджанского сайта, бэкграунд был заменен. Однако, на том же сайте приводятся слова национального героя Азербайджана Расима Акперова, который откровенно заявил, что потери азербайджанской армии в наступательной операции были неизбежны. "Как известно, наступающая сторона всегда несет больше потерь, чем обороняющаяся", - сказал Р.Акперов.

При этом сайт 1news.az распространил аналитическую редакционную статью украинского интернет-портала "Хвиля", в которой по пунктам объясняется стратегия нападения азербайджанской стороны, с картами и подробным описанием.

При этом, азербайджанская пропаганда, а также официальные лица периодически сетуют на "необъективное" освещение событий в международных, и в особенности, русскоязычных СМИ. Так, к примеру, азербайджанский Институт общественно-политических исследований "Azer Globe" провел мониторинг освещения российскими телеканалами ситуации на армяно-азербайджанской линии фронта и пришел к выводу, что освещаются эти события в невыгодном для Азербайджана свете, поскольку представляется и точка зрения официального Степанакерта, и данные пресс-службы Армии Обороны НКР.

Армения представила всем международным структурам факты агрессии Азербайджана против Карабаха – МИД>>

Также гнев азербайджанских СМИ вызвал генеральный продюсер НТВ, бакинец, один из участников команды КВН "Парней из Баку" Тимур Вайнтшейн, которого упрекнули в том, что его телеканал освещает события на фронте не с проазербайджанской позиции.

Между тем, в самом Азербайджане компания AG Telecom и CaspianTelecom заявили, что приостановят вещание зарубежных каналов, которые освещают события не с проазербайджанских позиций. Кроме того, сотрудников телеканала LifeNews выдворили из Азербайджана из-за неудобного материала из прифронтового города Тертер. Свои действия МИД Азербайджана объяснил отсутствием у журналистов аккредитации и разрешения на съемку. Российский телеканал обвинил внешнеполитическое ведомство Азербайджана во лжи и продемонстрировал скан запроса в МИД.

Отреагировали на ситуацию и в Кремле, заявив, что редакционная политика СМИ не может быть причиной для ограничения свободы работы журналистов.

Интересный подход у азербайджанских СМИ выявился и в отношении тыловой помощи фронту. Так, азербайджанское информагентство "Тренд" озаглавило материал о сборе помощи в Ереване следующим образом: "Армяне собирают сухари для солдат". При этом агентство отмечает, что "по фотографии видно, что армянским солдатам нечего есть, одевать и не на чем спать". А между тем, сайт Minval.az опубликовал аналогичную новость про сбор помощи в Баку, озаглавив его следующим образом: "Все для фронта: жители Баку собирают помощь для бойцов".

После того, как был установлен режим прекращения огня поток дезинформации пошел на спад. Необходимо констатировать, что по сравнению с августом 2014 года азербайджанская пропаганда применяла как уже использованные механизмы, так и новые "находки", с которыми армянская сторона работала в режиме реального времени. Можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем будут апробироваться новые манипулятивные технологии и механизмы распространения дезинформации. Посему, армянским пользователям соцсетей и читателям онлайн-СМИ необходимо быть предельно осторожными при ознакомлении с информацией не из доверенных и официальных источников.

Анжела Элибегова, эксперт по геополитике Южного Кавказа

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Материалы по теме
Другие материалы раздела
10:40
16 Декабря 2018
Глава СНБ Армении - о своей возможной отставке, деле сына Кочаряна и племянника Саргсяна (ОБОБЩЕНИЕ)
Директор Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян рассказал журналистам об уголовных делах в отношении экс-первых лиц государства и их родственников, а также коснулся миссируемых слухах о своей скорой отставке и бизнесе близких родственников.  
20:08
12 Декабря 2018
Транзит власти в Армении завершен: с нового года стартует новый этап политической борьбы
Первые в Армении внеочередные парламентские выборы уже стали достоянием истории
16:09
10 Декабря 2018
Финал трансформации: Маркедонов о новом этапе Пашиняна-политика и его неприятностях
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов представил для телеграмм-канала Bunin&Co три основных вывода по итогам парламентских выборов в Армении
18:36
06 Декабря 2018
Одиннадцать первых: итоги беспрецедентных теледебатов "политической элиты" Армении
Армянские избиратели накануне имели возможность отследить в прямом эфире беспрецедентные в истории страны теледебаты лидеров 11 политсил, участвующих в парламентских выборах, которые состоятся 9-го декабря
13:42
06 Декабря 2018
Что обещают политические силы в канун выборов в парламент Армении
Считанные дни остались до завершения предвыборной кампании 11 политических сил в Армении, и самое время поговорить об их программах
21:21
03 Декабря 2018
Предвыборная кампания в Армении. День восьмой
Восьмой день приближает конец предвыборной агитационной кампании в Армении, которая лишь набирает обороты
13:41
03 Декабря 2018
Маркедонов о политическом лидерстве Пашиняна и исправлении ошибок Саргсяна
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов на свой странице в Facebook представил свое мнение о потенциале политического лидерства и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна
13:24
03 Декабря 2018
Реформы на дом! Для форсажа новому правительству понадобится Delivery Unit
«Скачкообразный экономический рост» или «форсаж» возможны только при эффективном госуправлении, а оно состоит из нескольких составных частей. Пришло время представить одно из его фундаментальных составляющих, который известен в мире как Delivery Unit.
21:07
02 Декабря 2018
Предвыборная кампания в Армении. День седьмой
Дата  парламентских выборов в Армении неуклонно приближается, а политические силы продолжают бороться за голоса избирателей
21:47
30 Ноября 2018
Предвыборная кампания в Армении. День пятый
Агитационный период перед выборами в Национальное Собрание Армении приближается к своему экватору, а политические силы  продолжают делать громкие заявления
15:47
29 Ноября 2018
Как вы яхту назовёте, так она и поплывет. Разбираемся с предвыборными лозунгами армянских политсил
Первые дни предвыборной кампании уже получились запоминающимися, настало время узнать, с какими лозунгами идут на выборы политические силы, а также разобраться с некоторыми нюансами избирательной кампании
20:14
28 Ноября 2018
Предвыборная кампания в Армении. День третий
Третий день предвыборной агитации, на первый взгляд, может показаться спокойным, особенно по сравнению с первыми двумя