Маркедонов о кардинальном отличии позиций Ирана и Турции в карабахском урегулировании

29.09.2020, 13:52
Сергей Маркедовнов для телеграмм канала Bunin&Co свое мнение о различиях в позиции Турции и Ирана в контексте карабахского урегулирования
Маркедонов о кардинальном отличии позиций Ирана и Турции в карабахском урегулировании
ЕРЕВАН, 29 сентября. Новости-Армения. Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедовнов для телеграмм канала Bunin&Co свое мнение о различиях в позиции Турции и Ирана в контексте карабахского урегулирования.

«В контексте эскалации нагорно-карабахского конфликта на первый план вышла роль Турции. С одной стороны, поддержка Анкарой Азербайджана – не новость. Турецкие лидеры с начала 1990-х годов последовательно выступали за возвращение Карабаха под юрисдикцию Баку. Но обращает на себя внимание масштаб информационного, политического и военного взаимодействия Азербайджана и Турции, не виданное в прежних эскалациях», - пишет он.

Как отмечает эксперт, на этом фоне немного потерялся другой сосед двух закавказских государств Иран.

«Между тем, Исламская республика занимает совсем иную позицию по разрешению конфликта. И она также требует всестороннего учета хотя бы потому, что из соседей Армении и Азербайджана самая протяженная граница с ними у Ирана. Который к тому же имеет выход на районы, которые в Баку называют оккупированными, а в Ереване – поясом безопасности», - поясняет он.

В этой связи политолог прибегнул к сравнению.

«Если турецкие представители призвали покончить с оккупацией азербайджанской земли, то уже 27 сентября в первый день военного обострения в Карабахе глава МИД Исламской республики Джавад Зариф заявил о готовности «приложить усилия для содействия переговорам». Через день слова своего шефа повторил официальный представитель министерства Саид Хатибзаде», - указал он.

В этом контексте Маркедонов заметил, что Тегеран – не новичок в процессе карабахского урегулирования.

«Еще на пике вооруженного конфликта в мае 1992 года в Тегеране прошла встреча лидеров двух стран и появилось совместное заявление. Впоследствии эта роль в силу разных причин была снижена. Но Тегеран никогда не оставался лишь безучастным наблюдателем. В иранской научной среде весьма популярна точка зрения, что конфликт армян и азербайджанцев – последствие исторического поражения Персидской державы и утрата ею былого влияния в регионе Кавказа», - сказал он.

Конечно, по словам эксперта, иранский интерес сегодня обращен к Ближнему Востоку, но и на карабахском направлении Тегеран активен.

«Продвигая идею переговоров и компромиссов, Иран в то же время возражает против реализации «обновленных Мадридских принципов», видя в появлении международных миротворцев вдоль линии соприкосновения угрозу для себя. Иран – не член Минской группы ОБСЕ. Но даже западные дипломаты говорят о необходимости учета мнения Тегерана в процессе разрешения карабахского конфликта. В любом случае Исламская республика среди тех, кто выступает за активизацию переговоров и имеет позитивную репутацию и в Ереване, и в Баку», - резюмировал политолог. -0-

ЕЩЁ НОВОСТИ