У Еревана появляются новые возможности для переговоров по Карабаху в контексте украинских событий

19.03.2014, 18:48
Как будут дальше развиваться события на Украине? Повлияют ли исторические решения по Крыму на процесс карабахского урегулирования, какую позицию в сложившейся ситуации должен занять официальный Ереван, об этом в интервью агентству «Новости-Армения» рассказал политтехнолог и аналитик Виген Акопян.
У Еревана появляются новые возможности для переговоров по Карабаху в контексте украинских событий

Как будут дальше развиваться события на Украине? Повлияют ли исторические решения по Крыму на процесс карабахского урегулирования, какую позицию в сложившейся ситуации должен занять официальный Ереван, об этом в интервью агентству «Новости-Армения» рассказал политтехнолог и аналитик Виген Акопян.

Новости-Армения – Господин Акопян, как вы оцениваете результаты крымского референдума? Могут ли события в Крыму повлиять на процесс карабахского урегулирования? Как известно, в Армении на этот счет мнения разделились.

В. Акопян - Не думаю, что итоги референдума в Крыму стали для кого-то неожиданностью. Может быть, результаты прогнозировались на уровне 85%, но получилось так, как получилось, потому что мобилизационный ресурс - очень важная вещь. Я думаю, что Россия провела очень хорошую пиар-кампанию, и наоборот, нынешнее руководство Киева вело себя бездарно, постоянно запугивая людей. На этом фоне у крымчан, и не только у них, но и русскоязычного населения юго-востока, существенно усилился мобилизационный ресурс.

В статьях некоторых западных экспертов четко говорится, что если слишком сильно «прессовать» Россию, это всегда приводит к увеличению мобилизационного ресурса, поэтому нужно хорошо знать особенности и нравы этого народа, его руководства, которое можно любить или не любить,  критиковать за какие –то промахи, бездействие. Однако, в момент опасности появляется мобилизационный ресурс, и в этот момент с Россией очень трудно не только конфликтовать, но и вести переговоры.

Новости-Армения — А что вы скажете о влиянии этой ситуации на карабахский конфликт?

В. Акопян — Мнения экспертов и политиков разделились. Меньшинство считает, что эти два вопроса сравнивать не стоит. Насколько я понимаю, они мотивируют это тем, что вроде референдум в Крыму является не демократическим, и поэтому его сравнение с референдумом в Карабахе дискредитирует последний.

Я не думаю, что в наших интересах следует подчеркивать, что это не соответствует международным нормам, потому что то же самое мы слышим от наших противников в течение 25 лет.

Конечно же, тут есть аналогии. Наиболее приемлемую оценку, которую я слышал, дал Грант Багратян (возглавлял правительство Армении в 1993-1996 гг), который заявил, что эти процессы похожи с одной лишь разницей: Карабах объявил о независимости, а Крым – о присоединении. Но следует помнить, что 1 декабря 1989 года было принято постановление Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

Затем исходя из тех или иных процессов была объявлена независимость. Трудно сказать верными ли были эти процессы, и какой вариант наиболее продуктивный — воссоединение или независимость, так как нет окончательного решения по статусу Карабаха. У крымчан был более широкий выбор, потому что одно дело, когда Карабах хочет воссоединиться с Арменией, другое, когда воссоединяются с одной из сверхдержав или страной, желающей вернуть себе статус сверхдержавы. Это разные вещи. У россиян все-таки есть силовой вариант решения всех проблем, у Армении этого варианта нет. Поэтому Армения должна все время маневрировать, искать также и дипломатические пути.

Новости-Армения — Пойдет ли Запад на серьезные санкции против России?

В.Акопян - В случае с Крымом будут какие-то угрозы применения санкций, но, в конце концов, как мы убеждались в течение последних 30 лет, де-факто политика, проводимая сверхдержавами, всегда приводит к успеху. Запад не пойдет на резкие санкции, и есть все признаки этого. Например, Конгресс США из-за разногласий не смог решить вопросы, связанные с введением санкций против России или оказанием помощи Украине.

Решение этих  вопросов все время затягивалось. Тем самым дают понять, что не будут сжигать все мосты из-за этой проблемы. Каждая из сторон постарается  сохранить лицо. Успех переговоров всегда состоит в этом. Здесь, во всяком случае, для внешнего мира, не должно быть проигравших и победителей.

Новости-Армения - Изменится ли позиция Запада в отношении карабахского конфликта с учетом новых реалий?

В. Акопян - Я думаю, что сейчас у сторон появилось очень много переговорных ресурсов. То есть то, что происходит сейчас между США и Россией, Евросоюзом и Россией, ЕС и Соединенными Штатами показывает, что в мире идет процесс пересмотра некоторых принципов. Сейчас наступил момент, похожий на передел как минимум сфер влияния и принципов международной политики. Венеция, Каталония, Шотландия – свидетельство тому. Такой же вариант скоро будет у басков. Меняются принципы международного права и международных отношений.

У крупных игроков на столе переговоров накопилось очень много вопросов, но точно сказать, станет ли карабахский вопрос предметом торга сверхдержав - сложно, потому что все зависит от позиции конкретных стран в регионе.

Если ситуация обострится, если сверхдержавы не договорятся, по той же Украине, для России может наступить ситуация «свой-чужой», и при каком-то раскладе Россия может пойти на признание, если ее будет это устраивать. Ведь никто не прогнозировал еще год шаги России в Крыму. Здесь фактически сработал вариант «свой-чужой» в ответ на решение Запада по отторжению Украины.

Новости-Армения -Сейчас армянские власти очень осторожны в трактовке украинских событий, но если вопрос будет вынесен на голосование, Еревану придется реагировать. Такая же ситуация была и после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Какую позицию армянская сторона займет сейчас?

В. Акопян - У армянской стороны в этом контексте также появляется новый переговорный ресурс, то есть предмет торга. Переговоры - это всегда что-то в обмен на что-то. То есть, если существует вопрос Крыма, отношения к этому вопросу, существует и вопрос Карабаха. Тут есть, о чем говорить.

Что касается Абхазии и Южной Осетии в контексте Грузии. Надо помнить, что тогда у армянской стороны были очень серьезные аргументы. Грузия для нас - это больше, чем сосед. Это единственная коммуникация, и тут нам высовываться не надо. В вопросе с Украиной у нас таких сдерживающих факторов поменьше, и в то же время появляется возможность договариваться и с Россией, то есть появляется дипломатический, переговорный ресурс.

Новости-Армени — Как вы считаете, Россия ограничится Крымом, или возьмет под свой контроль весь юго-восток Украины?

В. Акопян - Я считаю, под свой контроль она возьмет, но не в крымском формате. Сейчас уже всем ясно, что ставится вопрос федерализации Украины. Насколько я понял из ряда конфиденциальных источников, этот вопрос поднимался на последней встрече Лаврова с Керри, согласно которому Запад принимает результаты референдума в Крыму, а Россия дальше не идет, но ставится вопрос федерализации Украины.

Если брать глобально, думаю, что и США, и Россия четко осознают, что при таком раскладе они теряют Украину. Что приобретает Европа от бесконтрольной, нестабильной ситуации на Украине — другой вопрос. Но думаю, что США и Россия давно уже пришли к взаимному согласию: Крым отходит к России, Юго-восток на федеративных правах входит в состав Украины, а также Западная и Центральная части. В этой ситуации речи о вступлении такой страны в состав какого -либо блока, например ЕС, пока идти не может.

Думаю, здесь сработает вариант бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, предложившего внеблоковый статус Украины, наподобие Финляндии. Как считает Киссинджер, Украина не должна вступать в НАТО, однако может сотрудничать с Западом по большинству вопросов, но тщательно избегать любой враждебности по отношению к России. -0-