Искандарян: Точка «невозврата» в Украине не пройдена

03.03.2014, 19:54
О последних событиях на Украине и своих прогнозах относительно возможных путей выхода из кризиса в интервью агентству “Новости-Армения “ рассказал директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
Искандарян: Точка «невозврата» в Украине не пройдена

О последних событиях на Украине и своих прогнозах относительно возможных путей выхода из кризиса в интервью агентству “Новости-Армения “ рассказал директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

«Новости-Армения» - Как вы оцените нынешнюю ситуацию в Украине и к каким последствиям она приведет для постсоветского пространства?

А. Искандарян - Я бы сказал, что сейчас, причем под сейчас я имею виду последние несколько лет, идет переформатирование постсоветского пространства. Инерция, на котором постсоветское пространство просуществовало на протяжении двадцати лет, она во много исчерпала себя, и события в разных странах постсоветского пространства это показывают. У этого процесса очень разные признаки, и я бы сказал, что первой ключевой точкой была пятидневная российско-грузинская война 2008 года, и второй очень крупной точкой является то, что происходит сейчас на Украине.

Страны постсоветского пространства ищут новые формы взаимодействия друг с другом, и делают это по-разному. Например, Туркмения это делает тихой сапой, все более и более формально оставаясь частью СНГ и постсоветского пространства, практически не принимая участия в мероприятиях, которые проводятся. У Узбекистана достаточно сильное дистанцирование. Казахстан ведет постоянно игру на грани фола между пропагандой евразийской интеграции и некоторым указыванием роли России в этой интеграции. Молдова, судя по всему, скоро получит безвизовый режим с ЕС и подпишет ассоциативное соглашение. Азербайджан показывает некоторое дистанцирование от России, и далеко не только в экономической сфере пытается играть в игру, которая в Армении называется «комплементаризмом». Весь этот процесс имел достаточно медленное, инерционное развитие, но в последнее время он стал достаточно бурным.

Я не знаю, как завершатся события на Украине, но то, что Украина будет абсолютно другой – это однозначно. Она абсолютно не будет прежней. Победят одни или победят другие – это важно для граждан Украины, но не важно в рамках тех вопросов, которые вы задали – постсоветское пространство будет переформатировано и станет другим. Прошло 20 лет, и это как раз тот срок, когда вырастает новая реальность, которая пробивается, как трава через асфальт.

«Новости-Армения» - Что, по вашему мнению, будет делать Запад для поддержки новых украинских властей? Ведь с одной стороны звучат заявления об уважении интересов России в Украине, а с другой угрозы в адрес РФ. 

А. Искандарян - Это, вместе с очень противоречивыми индикаторами, приходящими из России, свидетельство того, что украинское государство находится в довольно разлаженном состоянии. Речь  не о том, готов ты или нет работать с украинской властью, речь о том, насколько эта власть в состоянии контролировать Украину, насколько Украина на сегодняшний день является целостным государством. Я, конечно, не говорю о ситуации де-юре, а о ситуации де-факто, хотя юридически тоже все непонятно, кто легитимен, и это является настоящей головоломкой для юристов.

Политически мне совершенно очевидно, что центральные власти Украины, если таковыми считать Турчинова и Яценюка, не могут издавать какие-то законы или давать указания, которые будут одинаково выполняться в Донецке, Львове, Симферополе, Черновцах или Сумах. Проблема не в том, кого поддержать, а в том, как сделать так, чтобы украинская власть воссоздала свою субъектность. Я не говорю - сохранила, а воссоздала, так как прежней субъектности уже нет. Украина является на сегодняшний день в огромной степени тем, что называется Failed state - несостоявшееся государство.

Это государство нужно собрать, и кто его может собрать, каким образом это сделать – это является проблемой и загадкой для всех, и все пытаются каким либо образом этому содействовать. Ведь Украина в нынешнем состоянии не нужна никому – ни Европе, ни США, ни России. Как с ней взаимодействовать или куда-то включать?! Какое НАТО, Таможенный союз или Соглашение об ассоциации?!

Украина должна восстановить структуру управления, но все люди, которые есть на арене, годятся для этого плохо. Все пытаются найти тот формат и тех людей,  которые смогут это сделать и воссоздать Украину как единое пространство, и тогда с ней можно будет работать. Но на сегодняшний день речь стоит о том, чтобы Украина просто была, и превратилась в управляемое государство. Я не думаю, что Украина распадется в формальном смысле этого слова, и там образуются разные государства (хотя ничего невозможного не бывает), но она вполне может стать территорией, которая очень плохо управляется из центра. Вот это пытаются преодолеть, и все эти метания показатель того, что идут поиски  варианта.

«Новости-Армения» - Россия и Запад в поисках этого формата работают вместе или отдельно?

А. Искандарян - Я не знаю. У них, конечно, явно есть противоречия по поводу Украины, но ситуация там настолько кризисная и плохо развивается, что было бы очень разумно искать способы взаимодействия. Происходит это или нет? У меня есть индикаторы (заявления Обамы, разговор Путина с Меркель), что такой поиск как минимум держат в голове, и он начинает иметь место.

С другой стороны, Россия играет свою игру, и играет довольно жестко, заявляя, что ее надо учитывать. На конфронтацию с ней у Запада нет ресурсов, и резонно было бы пойти на внешний консенсус на этом этапе.

«Новости-Армения» - А точка «невозврата» в Украине не пройдена? Может ли Крым решить полностью отделиться?

А. Искандарян - Мне кажется, что пока эта точка не пройдена, и можно еще спасти ситуацию.  Во-первых, потому что уровень насилия резко понизился, и во вторых, потому что российские и украинские солдаты еще не начали стрелять друг в друга.

Конечно, есть радикалы в Украине, и судя по заявлениям и различным материалам, это люди не очень компетентны в такого рода вещах. Есть радикализм в России, и он поддерживается существенной частью общественного мнения, и это тоже люди не очень искушенные в политике. Есть радикализм и на Западе.

Но собственно в элитах, кто решает и занимается политикой, есть жесткость, есть своя игра, но никто не хочет взять Украину и разодрать в кровавый кошмар.

«Новости-Армения» - Россия может уступить Украину Западу с учетом ее стратегической важности для себя?

А. Искандарян - Для России это чрезвычайно важно, она географически находится близко, и именно поэтому действия России достаточно жесткие. Но Украина - ключевое государство этого региона, и важна для Европы. При этом Евросоюз является потребителем безопасности, которую он берет у НАТО, а НАТО - это в огромной степени США. Кроме того, существует Западная Украина, и мне представляется сомнительным, что Россия, не обращая внимание ни на что, будет проглатывать Украину.

«Новости-Армения» - В каком направлении будет двигаться Украина после выборов президента?

А. Искандарян - Украина – это государство, которое по своей структуре, географическому положению и конфигурации не может делать выбора. Выбор Украины – не делать выбора. Как только Украина начинает делать выбор, начинается кризис. То, что случилось в Украине сейчас, по степени беспрецедентно, но этот феномен живет в Украине всегда с момента независимости. Украина может сосуществовать сама с собой, то есть ее районы друг с другом, лишь в условиях политической рыхлости, чтобы эта структура была мягкая, чтобы она адаптировала себя к реальности, и чтобы все друг с другом договаривались.

Ведь что послужило спусковым крючком последнего противостояния? То, что некоторым решениям Украины в сугубо экономической сфере был придан геополитический оттенок, и она была поставлена в условия, когда должна была делать выбор. Она не может делать выбор – любой выбор устроит лишь половину Украины. Любой президент, который не учитывает одну половину, и учитывает лишь другую, будет плохим президентом. В странах с развитой политической системой это называется ассиметричная федерация. В Украине она была де-факто, и как только ее приводят в состояние унитаризма, то наступает коллапс, и появляются проблемы.

Перед будущим президентом Украины будет стоять задача создать или воссоздать этот консенсус, чтобы части Украины перестали давить друг на друга и начали договариваться друг с другом. Вот тогда Украина сможет существовать, и это также даст ответ на вопрос о влиянии России или какой то другой силы – в разных частях Украины может быть влияние разных сил, как оно было всегда.

«Новости-Армения» - Сможет ли новая украинская власть совладать с радикалами из «Правого сектора» и других организаций, против которых открыто выступает Россия, и которыми недовольны и на Западе?

А. Искандарян - На сегодняшний день какие-либо власти не могут принять меры против них, а там далеко не только «Правый сектор», там много чего: радикалы, иногда просто уголовники, иногда люди, движущиеся идеями, ведь другой легитимности, кроме легитимности Майдана, на Украине нет. Ведь в тех областях, где есть легитимность, это не легитимность Януковича, это легитимность законности.

Мне кажется, чрезвычайно профессионально выступала на Майдане Юлия Тимошенко, которая понимала, что опираться сейчас на Украине можно лишь на легитимность Майдана, а Майдан в огромной степени  делали именно эти ребята. Поэтому справиться с ними нынешняя украинская власть просто не может, и сказать  очень многое тоже не может.

«Новости-Армения» - Как конфронтация из-за Украины между Западом и России может отразиться на Армении?

А. Искандарян - Украина - важная для нас страна, она ключевая страна постсоветского пространства, у нас с ней немало экономических, политических, культурных связей, там проживает много армян, как граждан Украины, так и Армении. И ситуация на Украине очень важна для конфигурации постсоветского пространства, для места России в мире, и это все очень важно и для Армении. Армения тревожно выжидает, что там будет дальше.

И если этот кризис будет каким-то образом преодолен, то мне кажется, что с той Украиной, которая будет воссоздана, у Армении будут благоприятные отношения, какой бы эта Украина не была. –0--