8.5
Появится ли на Марсе новая «звездная рана»?
14 Января 2008

Астрономы  пристально наблюдают за траекторией движения астероида 2007 WD5, который, как предполагается, рано утром 30 января может врезаться в Марс, одну из самых интересных для землян планет. Ученые считают, что шансов для попадания в Марс немного: 1 из 75. Но тем не менее, все, что связано с Марсом, интересует и волнует нас, землян, поскольку мы стремимся попасть на эту планету и даже разрабатываем конкретные проекты.

«Здесь остро встает проблема планирования таких космических полетов, - сказал РИА Новости сотрудник Института астрономии Российской академии наук доктор физико-математических наук Александр Багров. - За миллионы лет существования на своей трассе движения Земля, что называется, «вычерпала» всю опасность от метеорных потоков, проходящих через ее орбиту. Но на трассе между Марсом и Землей метеорные потоки могут существовать миллионы и миллиарды лет, и поэтому, когда на этом пути оказывается космический аппарат, вероятность того, что в него врежется метеор, намного выше, чем когда он вращается вокруг Земли».

Комментируя факт обнаружения астероида в космическом пространстве, Александр Багров заметил, что он не является сенсацией. «Сегодня поисками разных космических тел занимаются  целые агентства, открывающие астероиды «пачками», по 300 штук в сутки и каталогизирующие их по Программе предотвращения астероидно-кометной опасности», - подчеркнул он и назвал открытие астероида возле Марса «чистой случайностью». Для того чтобы с уверенностью прогнозировать возможность падения астероида на Марс, необходимо измерить его орбиту, объяснил ученый. Открыли астероид 20 ноября, сейчас – январь. Два месяца – слишком мало для точного определения орбиты, по которой движется астероид, нужно наблюдать за ним хотя бы на протяжении одного витка.

Каков период витка - зависит от расстояния. Например, спутнику Земли, чтобы сделать один виток, достаточно полтора часа, Луна же обращается вокруг Земли за месяц. Но когда речь заходит об астероиде, для подобных оценок требуется очень высокая точность измерения, которой на Земле  пока еще не достигли. По словам Александра Багрова, проблема чрезвычайно сложная. Если, например, открывается какой-то объект на расстоянии 5-6 млн км., движущийся к Земле, то ошибки в измерениях не позволяют точно определить орбиту этих тел, тем более, что Земля своим притяжением эту орбиту меняет. Сейчас ученые ставят задачу одновременного наблюдения за объектом  из 2-3 обсерваторий, что позволяет получить  не только угловую, но и линейную скорость. На Марсе же такой возможности для наблюдения нет.

По своей величине астероид, направляющийся к Марсу, сравним с Тунгусским метеоритом, упавшим 30 июня 1908 года в Восточной Сибири. «Тунгусский метеорит в диаметре имел от 50 до 70 метров, большим его не назовешь, - прокомментировал Александр Багров. – Разных тел, подобных ему (от 3 до 150 метров в диаметре) через околоземное пространство пролетает, по моим оценкам, тысяч 40».

Когда мы говорим о проблеме космической опасности,  тунгусский метеорит становится ее ярким примером. У нас есть знания, чтобы бороться с землетрясениями, наводнениями, другими враждебными природными явлениями, но мы совершенно не готовы к отражению опасности из космоса, этой проблемой человечество только-только начало заниматься.

И все же, в случае с ожидаемым падением на Марс астероида интересно рассмотреть «вариант попадания». Поскольку тело сравнивают с Тунгусским метеоритом, нужно вспомнить, что было сто лет назад в бассейне реки Тунгуски. Нежданный космический визитер ударился о плотные слои атмосферы и – взорвался. Мощь взрыва была такова, что вывалило лес на площади, сравнимой с территорией современной Москвы. Благо, что эти места Сибири пустынны, так что жертв не было. В случае же попадания космического тела подобного размера в поверхность Марса, на ней появится вмятина, т.н. «звездная рана». И поскольку жизни на «красной планете» нет, появлением нового кратера все и ограничится.

Кратеров ударного происхождения на Марсе, как и на  других планетах, много. «Например, Луна, которую атмосфера не защищает, постоянно бомбардируется метеорными телами. Только за один 2007 год было зарегистрировано 19 вспышек от ударов метеорных тел о лунную поверхность, - сообщил Александр Багров. - Можно представить себе, что это были за удары, если их можно было фиксировать с Земли».

Поскольку нас больше всего интересует все же Земля, то можно напомнить, что она очень хорошо защищена от космических агрессий атмосферой, играющей роль «брони». Многие тела, попадающие в земную атмосферу, сгорают в ней дотла. Но случается, что «броня» пробивается, земная кора атакуется, и тогда образуется кратер. На территории России находится одна из самых больших «звездных ран» Земли - Попигайский кратер, диаметр которого – 130 км. О нем ничего не было известно, пока не начались спутниковые наблюдения из космоса.

Однако самый мощный кратер Земли, диаметром 300 километров, спрятан подо льдами Антарктиды и обнаружен специальными радиолокационными зондированиями только в мае минувшего года. «Звездные раны» иногда существенно меняют облик Земли. Например, в результате падения гигантского метеорита 60 млн лет назад образовалось ложе Мексиканского залива.

Атмосфера, окутывающая  Марс, хотя и слабая, в известной мере спасает планету от «непрошенных гостей» извне. И если даже астероиду было бы суждено попасть в Марс, его удар по планете, несомненно, был бы смягчен. -0-