0
Китай: Большая космонавтика вместо социализма
27 Марта 2007

Как известно, практика – критерий истины и осуществляется  во многом опытным путем. В этой связи для отечественной космонавтики полезным мог бы оказаться следующий эксперимент. Давайте хоть месяц попробуем не повторять на все лады, что мы впереди планеты всей в области космоса. Такое незамысловатое действие, кроме всего прочего, поможет укрепить в будущем российско-китайские космические отношения. Ведь, скорее всего, по завершении визита председателя КНР Ху Дзиньтао в Россию будет подписано соглашение о взаимодействии в исследовании космоса.

Скромность с нашей стороны весьма уместна еще и потому, что Китай ни разу не похвастался  успехами в деле освоения Вселенной. А мог бы. Причем, с полным на то основанием.

В первой декаде  марта Китай опубликовал план развития космических исследований, который предусматривает очередной пилотируемый полет, исследования Луны, участие вместе с Россией в  марсианской программе, создание китайско-французского мини спутника для исследований солнечной активности.    Полгода назад пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала так называемую Белую книгу об итогах деятельности Китая в космосе за прошедшее пятилетие и о планах на ближайшую перспективу.
Китай стал третьей страной, осуществившей пилотируемые полеты в октябре 2003 г. и в октябре 2005 г.

Кроме того, вспомним, что за прошедшие 5 лет  Китай успешно осуществил 24 запуска ракет-носителей «Чанчжен», самостоятельно разработал и вывел на орбиту 22 спутника различных типов и модификаций. Причем, семейство китайских аппаратов, ранее состоявшее из четырех серий, теперь увеличилось до шести. Появились возвращаемые спутники дистанционного зондирования земли, спутники связи и непосредственного телевещания DFH-4 («Дуньфанхонь» - «Алеет Восток»), метеорологические спутники FY новой серии («FengYun» - начальные буквы слов «ветер» и «облако»), научно-исследовательские, экспериментальные спутники, и навигационные аппараты. Разрабатывается новая серия спутников морского мониторинга, форсируется проект созвездия малых спутников.

Сегодня Китай активно эксплуатирует собственную космическую навигационную систему на базе 4 спутников “Beidou” («Компас»), выведенных на стационарную (36000 км) орбиту. При этом Пекин уже объявил о планах создания отечественной глобальной спутниковой навигации.

Таким образом, Китайская народная республика за истекшие 5 лет без излишней информационной шумихи  проделала путь поистине космического масштаба. Но и планы этой страны, мягко говоря, впечатляют. Как заявил в середине марта один из руководителей китайской лунной программы Луань Эньцзе, в прошлом году утвержден проект создания тяжелой ракеты-носителя. Согласно плану, через 8 лет Китай будет располагать парком носителей в 1060 единиц.  А это позволит ему занять доминирующие позиции на мировом рынке пусковых услуг.

Отметим, что этот вид деятельности является наиболее коммерчески прибыльным. В то же время, лидируя по общему числу ежегодных запусков, что составляет предмет особой гордости Роскосмоса, Россия отнюдь не лидер по доходам от своих стартов.  По данным международной Ассоциации космической промышленности (Satellite Industry Association - SIA) суммарный оборот индустрии пусковых услуг в 2005 году вырос и составил $3 млрд., из них более 50% приходится на американские компании.
В целом же, согласно признанию российского журнала «Аэрокосмическое обозрение» за январь текущего года, «…доля России на мировом рынке космических услуг, объем которого 20 млрд. долл., составляет лишь 11%».

По всей видимости,  Китай в области высоких технологий взял самое лучшее у своего большого соседа. Не пригодилась только победная  риторика недавнего социалистического  прошлого, которая почему-то прижилась в российской космонавтике. Может, стоит все-таки и нам поэкспериментировать? -0-