«Код да Винчи»: Фундаменталисты от демократии против фундаменталистов от веры

23.05.2006, 10:35
«Код да Винчи»: Фундаменталисты от демократии против фундаменталистов от веры
«Код да Винчи»: Фундаменталисты от демократии против фундаменталистов от веры

Дэна Брауна можно поздравить со скандалом, который, лучше любого рекламного агента, толкает вперед его книгу «Код да Винчи», а теперь еще и прокат фильма, снятого по бестселлеру. Если больше всего на свете Дэн Браун  любит деньги, то тогда все в порядке. Если же он озабочен не только собственным кошельком, то у него серьезные проблемы.

Оставим на минуту в стороне представителей христианства и мусульманства, чей покой он нарушил (пророк Иса -  Иисус - есть фигура почитаемая и в исламе). Вспомним о том, что специалисты и журналисты поймали автора «Кода да Винчи» на таком количестве подделок, и ошибок, что профессиональному писателю радоваться успеху у рядовой, но не очень грамотной в вопросах истории, искусства и теологии, публики, трудно. 

Кстати, как выясняется, предыдущая книга Дэна Брауна «Ангелы и дьяволы» грешит теми же недостатками. Накануне премьеры экранизации «Кода да Винчи»» в Москве, один из российских телеканалов направил своих корреспондентов в Рим, чтобы пройти по следам героев первой нашумевшей книги Брауна и те за двадцать минут экранного времени легко нашли и убедительно показали десятки элементарных ошибок и подтасовок автора в книге «Ангелы и дьяволы». Так что нынешние проблемы с «Кодом да Винчи» далеко не случайны. К искусству и истории Дэн Браун подходит с той же меркой, как и к обычным триллерам: главное, чтобы захватывало, а то, что вымысел доминирует над правдой, не имеет значения.

Между тем, то, что снисходительно прощают, уже привыкшие к любому абсурду, криминалисты, искусствоведы и историки не прощают.  «Тайны», открываемые читателю Дэном Брауном, для них есть «секрет Полишинеля», а главное, являются для большинства исследователей не истиной, а всего лишь версией. А это существенная разница. Для объективного историка все, что изложено в каноническом Новом Завете или не в канонических древних текстах - вроде Евангелие от Филиппа или Евангелие от Марии Магдалины – имеют одинаковую степень достоверности и  недостоверности. И то, и другое – предмет исследования.  И здесь до окончательных выводов еще весьма далеко. 

Судьба книги «Кода да Винчи»  и ее экранизация на Западе практически зеркально повторилась и  в России.  Если книга читалась в захлеб, несмотря на все ошибки автора, поскольку в целом написана, безусловно,  лихо, да еще открывает непосвященному читателю «важнейшую из тайн», то  экранизация прошла, как рядовое событие, как не старались прокатчики. Сам я смотрел фильм в субботу в одном из крупнейших московских кинотеатров в наполовину пустом зале. Здесь рядовой обыватель оказался гораздо критичнее к творчеству Дэна Брауна, поскольку и «тайну», и сюжет зритель – он же бывший читатель - уже знал, а все остальное оказалось снято на среднестатистическом голливудском уровне. В Каннах кинокритики фильм освистали. Московские специалисты отнеслись к нему точно так же. После премьеры известный российский актер Леонид Ярмольник высказался предельно откровенно: «Я не знаю, для чего нужно было снимать эту чушь. Это просто ужас».

Не будучи специалистом в этой области, могу лишь высказать точку зрения обычного зрителя и засвидетельствовать реакцию на фильм зала. И я, и мои друзья, с которыми смотрел фильм, и полупустой зал остались к экранизации равнодушными. Правда, и большого раздражения, как у кинокритиков, он не вызвал. То есть, освистывать было нечего, но и восхищаться нечем. Кстати, фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», могу засвидетельствовать, вызвал у русского зрителя совсем другую реакцию. Многие выходили из зала после просмотра с мокрыми глазами, настолько фильм их потряс.

Что касается возмущения религиозных людей, то и здесь ситуация оказалась схожей с Западом, что показывает, среди прочего, что современная Россия (не уверен, хорошо это или плохо) все больше походит на Европу. В то время, как Русская православная церковь и мусульмане России выступили против проката фильма «Код да Винчи», официальная власть от вмешательства в скандал воздержалась. И правильно сделала, поскольку иначе и не могла действовать в светском, согласно конституции, государстве.

Однако неприятный осадок все равно остался: слишком многих этот фильм оскорбил. Деньги явно победили уважение к чувствам миллионов верующих людей. Государство просто не имело право снять фильм с проката, зато это вполне могли сделать бизнесмены от кинематографа. О том, что фильм прямо атакует буквально все христианские церкви, они знали, а значит, представляли, насколько это ранит очень многих людей. А как же иначе, если «Код да Винчи» фактически объявляет фальшивкой Новый Завет, обвиняет христианство в преднамеренном искажении истории, низводит Христа с божественного пьедестала до уровня человека и т.д. В то время, как «Приорат Сиона» - приверженец языческих сексуальных ритуалов, изображен в фильме безгрешным и непорочным, христианство и, в частности, одна из католических епархий «Opus Dei»,  изображены, как исчадие ада. Не слишком ли сильно и грубо расставлены акценты ради читательского, а затем и зрительского успеха?  Кроме свободы слова, демократия подразумевает веротерпимость. Но именно этого не продемонстрировал ни Дэн Браун, ни  его издатели, ни кинопрокатчики.

Распространенное мнение, что шум христианами поднят из ничего и что никакого вреда подобные атаки вере не приносят, на самом деле совершенно не соответствует действительности. На Западе, а теперь и в России, идет серьезное противостояние между фундаменталистами от демократии и фундаменталистами от веры. Поле боя – прежде всего нравственность, куда все чаще и все агрессивнее вторгается свобода самовыражения. «Код да Винчи» в этом смысле мощный и продуманный удар по христианской морали, по сравнению с которым карикатуры на пророка Мухаммеда, кажутся  лишь глупой детской шалостью.
Согласно социологическим исследованиям, приведенным британской газетой "Телеграф", две трети британцев, прочитавших роман Дэна Брауна, верят, что у Христа и Марии Магдалины был ребёнок. Среди не читавших книгу таких людей — 30 процентов.17 % тех, кто читал "Код да Винчи", убеждены, что католическая организация Opus Dei, которой покровительствовал сам Иоанн Павел II, действительно является жестокой сектой. Среди тех, кто роман Брауна не читал, в козни Opus Dei верят только 4 %. Двадцать семь % всех участников опроса полагают, что католическая церковь скрывает факты жизни Христа. Среди читавших "Код да Винчи" это убеждение крепче: 36 % опрошенных согласны с такой постановкой проблемы.
Так что не все так просто. Осторожно! Вас кодируют.
 
Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.