Чернобыльские уроки – усвоенные и неусвоенные

17.04.2006, 14:19
Чернобыльские уроки – усвоенные и неусвоенные

По прошествии 20 лет после чернобыльской трагедии я хотел бы высказать свой взгляд на некоторые вещи. Очень важно правильно оценивать Чернобыль: в свете реальных фактов и рисков. Во многих случаях, не без помощи прессы, последствия Чернобыля были многократно увеличены в общественном представлении - в сотни, а то и в тысячи раз. Это, вообще говоря, имело негативные последствия, поскольку сказанное слово – фактор, очень сильно влияющий на здоровье. Подрыв экономики и социальной жизни в целом ряде районов также был связан с неправильным информированием, неверной оценкой.

В медицинских документах, отражающих состояние здоровья населения России, нет подтверждения того, что Чернобыль как-то катастрофически повлиял на здоровье людей. Вот пример из статистики медицинской службы Курчатовского института. Все 600 научных сотрудников института, постоянно ездивших в Чернобыль на протяжении двух десятков лет (и сегодня еще работающих там), имеют благополучные медицинские показатели и продолжают трудиться.

Другая сторона: Чернобыль показал неподготовленность страны к подобным событиям, хотя схожий случай уже имел место раньше. В 1957 году, на челябинском химкомбинате "Маяк" (Урал), также произошел взрыв с радиоактивным выбросом. По решению советских властей, случившееся было полностью засекречено – вместе с тем анализом и теми выводами, которые сделали лучшие специалисты, крупные ученые, исследовавшие причины и последствия аварии на "Маяке". В результате общество оказалось в полной растерянности перед Чернобыльской трагедией.

Еще одна печальная вещь: бесценный чернобыльский опыт, который уже не засекречивали, все равно оказался не нужным. Никто в мире не пытался его востребовать, освоить, принять во внимание, взять на вооружение. И это очень плохо, потому что опыт этот – бесценен. На его почве  можно строить модель поведения в подобной ситуации, осуществлять специальную подготовку. К сожалению, до конца никогда нельзя исключать вероятность техногенных аварий на АЭС, несмотря на то, что за постчернобыльские годы в области безопасности атомной энергетики сделано очень многое. Нельзя не учитывать и сегодняшнюю политическую ситуацию в мире, опасность терроризма, ставшую реальностью.   

Даже  в России мы не храним чернобыльский опыт "под рукой", что было бы разумно. Чернобыльские уроки выучены «на отлично» только атомщиками. Реакторы РБМК (первый тип советского реактора для АЭС) сразу были модернизированы, стали безопасными и продолжают успешно эксплуатироваться. Значит, было возможным сделать их надежными и до трагедии, но  - допустили ошибку, и в этом – вина, а скорее, - беда молодой еще в ту пору атомной энергетики. Напомню, что на первых ее объектах, из-за отсутствия опыта, аварии случались и в других странах, не только у нас.

Конечно, трудно до конца исключить ошибки, и все же, сегодня мы гарантируем безопасность реакторов. Мы гарантируем и то, что, если по какой-либо невероятной причине авария все же случится, она не приведет ни к эвакуации населения, ни к каким-то другим последствиям, отражающимся на  здоровье и благополучии людей.

За последние 10 лет в России не построено ни одной новой АЭС, однако уровень производства атомной энергии в стране вырос с 12% до 17%. Положительная динамика происходит за счет повышения управления, модернизации атомных станций, а также целого ряда других факторов. Учитывая, что природные ресурсы – нефть, газ, уголь – конечны, а энергетические потребности человечества растут, такой источник, как атомная энергия, пока не имеющая реальных конкурентов, имеет хорошее будущее, без нее просто невозможно осуществлять дальнейший прогресс.

Все ли сделали физики, которые с трагического дня аварии не перестают бороться с радиофобией, доказывая людям, что атомная энергетика это - свет и тепло в их домах? Недостатки, которые были у атомной энергетики и выявились в ряде аварий и, в том числе и в Чернобыле, в значительной степени преодолены. Атомная энергетика сегодня выработала такие меры безопасности, которые, я бы сказал, где-то даже излишни. В целом опыт, накопленный сегодня физиками, конструкторами, существующая высокая культура безопасного использования атомной энергетики дают уверенность в том, что Чернобыля больше не будет.
Вероятность серьезных инцидентов на атомных станциях вообще очень низка, существенно ниже, чем в горной, химической промышленности или на обычном транспорте. Мы подчас «ищем, где светло», а не там, где надо искать.

Евгений ВЕЛИХОВ, президент Российского научно-исследовательского Центра "Курчатовский институт", академик Российской академии наук.  -0-